Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Categories:

Северная Фиваида

Великая и неразгаданная тайна домостроительства Божия на Святой Руси на языке церковного предания носит название «бегства на Север» или Фиваиды Севера.
В собственном смысле Фиваидой называлась пустынная область в земле Египетской, этом имени нарицательном для всякого чародейства и идолослужения, которая в пору расцвета восточного монашества украсилась неисчислимыми подвигами и добродетелями просиявшего тут пустынного подвижничества.
Возрождение иноческого пустынножительства в непроходимых и малолюдных дебрях севера среди диких и идолонеистовых народов через тысячу лет после разорения монашеской жизни на востоке в сознании позднейших церковных историков и агиографов нашло сравнение и утвердилось с именем русской Фиваиды.
Но было ли монашеское бегство на Север простым повторением восточного опыта ухода от мира?
После разрушения исторического Иерусалима место действия Священной Истории переносится в путях домостроительства Божия сначала в Византию, а потом на Святую Русь, в окрестности Иерусалима Нового, таинственного.
Толкуя загадочные слова св. псалмопевца, изъясняющего домостроительные Тайны Божии: «Горы Сионские — ребра северова, град Царя великаго» (Пс. 47,3), св. отцы говорят: При возведении сих слов к высшему смыслу их должно понимать так: Св. Писание часто называет севером дьявола за его холодность... ребрами дьявола были члены его, то есть народы. Итак, псалом сказывает, что те народы, которые прежде были членами дьявола и которыми дьявол обладал, те самые сделались после горами Сиона, то есть сделались высотами и оградами христианской церкви, как потому, что они возвысились над низкими и влекущими долу вещами, так и по своему мужеству и великодушию. Некто говорит, что для того и закон, данный через Моисея, повелевает заклать агнца со стороны жертвенника так, чтобы он смотрел к северу. Этот образ означает то, что по заколении Христа в Иудеи, Христос обратился к северным странам вселенной, что пойдет уже к сим народам и дарует им свой надзор» (Евфимий Зигабен, Толковая Псалтырь, с. 293).
Великим и непрестанным подвигом во исполнение Божественных определений о благовествовании и христианском освоении Севера явилась вся русская история.
Победа, одержанная незадолго до Крещения Св. Руси княжескими северными дружинами над хазарскими жидами, этим змием, сидящим на развилке исторических дорог Православия, открыла для Церкви державный путь на Север, предначертанный св. апостолом Андреем Первозванным, просветителем Руси.
В апокалипсисе ап. Иоанна Богослова исторический путь Церкви Христовой на Север образно изображен под видом «Жены с двумя крилами великого орла, бегущей от преследований змия в пустыню в место свое» (Ап. 12,13—16).
Историческое и географическое содержание этого эсхатологического видения Тайнозрителя, повествующего о конечных судьбах мира, раскрывается в понятиях и определениях русского державного строительства.
Приговор русских князей на съезде у Выдобыча об изгнании жидов из русской земли обострил отношения Киева со степными соседями, ставшими орудием талмудической мести за военное и политическое поражение хазарского каганта от молодого самодержавного государства.
Благоверный великий князь Андрей Боголюбский, по божественному внушению, задолго до татарского нашествия перенес столицу великого княжества Киевского в северный Владимир.
Державные крылья перелетевшего из Рима через Византию на Русь двуглавого имперского орла помогли Церкви Христовой — этой апокалиптической Жене — избежать смертоносных наведений жидовского дракона, сокрыв семя ее от татарского полона в непроходимых дебрях Севера, получивших в эсхатологическом значении название пустыни.
Именно в разуме духовного бегства от апокалиптического змия богомудрые ученики и сотаинники преп. Сергия Радонежского проходили, обращали ко Христу и населяли этот дикий и безжизненный северный край, являясь споборниками и соработниками державного в собирании Русской Земли.
Совокупляя в одно разъединенные ныне в историческом сознании знаменательные вехи и события державной истории и чудеса и подвиги преподобных отцов, пустыннопроходцев и основателей северных монастырей, входим в рассмотрение единого державного эсхатологического замысла строительства Святой Руси, как апокалиптического «стана святых и города возлюбленного» (Ап. 20,8), неприступного для антихриста и полчищ его «града ограждения», созидаемого соборным разумом и державной волей русского народа на последние времена.
Кто были эти преподобные и богоносные отцы, чьими трудами и молитвами устраивалась в оружие Божие на конечную брань с жидами Св. Русь?
Вот сам преп. Сергии Радонежский— сотаинник и споборник державного, вдохновитель и духовный воевода русского воинства, сразившегося на Куликовом поле с интернациональными полчищами Мамая, ставленника генуэзских жидов, жаждавших христианской крови, добываемой из христианского полона.
Однажды во время вечерней молитвы преподобный был поражен дивным видением множества прекрасных птиц, порхавших вокруг его кельи.
— Сергий — позвал его по имени голос с неба.— Господь услышал твою молитву о чадех твоих. Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим.
Не юными безвестными иноками, полными молодого здоровья и свежих сил, но убеленными сединою, маститыми игуменами и архимандритами, оставляя обжитые и намоленные монастыри со множеством любимой братии и духовных чад, уходили ученики преп. Сергия на покорение и освоение сурового северного края, достигая до пупа пустынного.
Семидесятилетним старцем пришел в Обнорскую Землю и поселился в дупле старой липы преп. Павел, найдя соработником и сомолитвенником подвизавшегося в этой внутренней пустыне преп. Сергия Нуромского, постриженника Святой Горы Афонской, закончившего свои земные труды по благословению Сергиеву на богоспасаемом Севере.
Шестидесяти лет, повинуясь слышанному от иконы Божией Матери гласу: «Иди на Белоозеро — там спасешься», явился в Белозерском крае и поставил келью на горе Мауре симоновский архимандрит Кирилл.
Здесь в самом сердце внутренней пустыни возле пупа земного приуготовлялось место для спасения Церкви от апокалиптического дракона в последние времена.
«Пуп земли - город Иерусалим. — говорит Библейская энциклопедия. — Этот взгляд основывается на словах псалмопевца: «Бог же царь наш прежде век содела спасение посреде земли»... Талмуд говорит, что гора Мориа есть пуп земли...» (Б. Э.)
Не притяжение ли священной топонимики содействовало воздвижению мощных стен Кирилло-Белозерского монастыря, подобных Иерусалимским, на горе Мауре.
Не таинственное ли перемещение центра тяжести и связи земной с исторической святой земли на новообращенный Север преисполнило преп. Павла дерзновения назвать один из холмов, лежащих к северо-западу от стен основанного им монастыря, горой Голгофой.
«Землею Израилевою, низвращенною от меча, иже бысть пуста весьма, и людьми, живущими на пупе земли» (Иез. 38,8—12) именуется у пророка Иезекииля тот апокалиптический «стан святых и город возлюбленный» (Ап. 20,8), который сразится и выйдет победителем в последней брани с антихристом и слугами его.
Сюда под защиту неприступных стен Кириллова монастыря в течение нескольких веков при угрозе от татар устремлялись, спасая живот от погибели и казну от разграбления русские князья. Сюда к белозерским святыням пролегал из Москвы Царский богомольный путь, по которому ежелетно, перемежая соколиные охоты и пиры с богомольями в прилежащих монастырях переносился на державных крыльях русский двуглавый орел.
Для духовной охраны Царского Богомолья пришел в Комельский лес и поселился в вертепе проживавших неподалеку от большой дороги разбойников преп. Корнилий Комельский. Изгнав из их жилища одних разбойников, и разсеяв других, преп. Корнилий явился в основанном им монастыре лучшим стражем Царского пути, чем сотня стрельцов.
Не преобразованием ли и исполнением державного бегства на Север явилась опричнина царя Иоанна Грозного, отделившего северные русские земли со столицей в Вологде от земской Руси?
Именно отсюда с опричненного Грозным царем севера пришло через полвека избавление Государства Московского от Смуты.
Во время послепетровских гонений на русское Православие в XVIII веке северная Фиваида подверглась страшному разгрому. Большинство действовавших тут монастырей были упразднены, а их церкви обращены в приходские. Захватившие власть над Россией после семнадцатого года довершили дело. Перед войной во всей северной земле оставалась одна действующая церковь на Горбачевском кладбище в Вологде. Физическому уничтожению подверглись тысячи некогда цветущих северных сел и деревень. Фиваида обезлюдела.
Прикровенно описывая события исторической войны дьявола и его плотоносных демонов с Церковью Христовой — этой Женой, бегущей в пустыню — св. Тайнозритель говорит: «и испустил змей за Женою из уст своих воду как реку, да потопит ее в реке. И помогла земля жене и отверзла земля уста свои и поглотила реку, изведенную змием из уст своих» (Ап. 12,15).
Имея таинственное иносказательное значение — мятежей, наваждений и пагубы — образ потопных вод, испускаемых змием в попытках догнать Жену, не исполнен ли и буквальным смыслом, сокровенным в предусмотренном некогда мудрецами талмуда плане переброса северных рек, осуществление которого должно было бы в корне истребить преизбыточествовавшую жизнь, насажденную в Фиваиде Севера в течение многих веков усилиями державных русских людей.
Subscribe

  • Священное предательство

    Чем оно отличается от обычной измены? Дружбе, супружеству, Родине? Очевидно, что только намерением по Богу! Св. муч. Лонгин Сотник, когда за ним…

  • Поганические аллюзии

    Память святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Первые русские князья-мученики носили языческие вольчьи-собачьи имена. Борис (Борз), Глеб…

  • Подражание

    "Нет, я не Байрон..." М.Ю. Лермонтов Нет, я не барин, я -другой Системы ценностей и правил. Меня Господь туда направил, Где должен быть я всем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments