Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Category:

Царей держава

ПРИМЕЧАНИЯ (2)
Снегирев И.М. Древности государства Российского.1842-1845. С. 27О.
Виллинбахов Г.В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы//Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 184-196.
Например, выносной крест из Лавры св. Афанасия на Афоне и др. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл ХI-XV века. М., 1996. С. 142-143.
Такова соборная икона ХI-XII вв. из собрания Государственного Эрмитажа.Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. М.-Л., 1966. Кат. № 186.
Естественно, не имеется ввиду магическое отношение к мощам или святыне.
Путеводитель по Святой Афонской горе. СПб., 1875. С. 65. Интересно замечание проскинитария, что указанное собрание мощей, в отличие от известных паломнических реликвий, редко выставляется для поклонения богомольцам.
Тетерятникова Н.Б. Мощи святых в основаниях византийских храмов//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов международного симпозиума. М., 2000. С. 23-26.
Скворцов А.П. Сколько памятников на Соловках?//Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. М., 1990. С. 282-300. Направление крестов строго на восток.
Освещение полемики см.: Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск.., 1994. С. 37-38.
Олесницкий А.А. Мегалитические памятники Святой Земли. СПб., 1875. С. 88.
Олесницкий А.А. Святая Земля. Киев, 1878. Т. 2. С. 28.
Традиция насыпания герм сохранялась и в XIX веке (возможно, под влиянием эстетики классицизма и романтизма), например, в некрополе Донского монастыря. Смирнов Ю.А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. М. 1997. С. 157. Здесь же можно вспомнить и русские языческие жальники – намогильные холмики, обложенные камнями.
Олесницкий А.А. Святая Земля. Киев., 1878. Т. 2. С. 28.
Толковая Библия. СПб, 1911. Кн. 3. С. 60.
Барсов М. Сборник статей по назидательному и истолковательному чтению Четвероевангелия. СПб., 1893. Т. 1. С. 270.
Беляев Л.А. Иерусалимские мотивы в надгробиях средневековой Москвы//Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 148-153.
Тюрин Г. Восьмиконечные символы памяти//Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. С. 178.
Душеполезный собеседник. М., 1890. Вып. 3. С. 81.
«Под шапками насыпей (бывших основаниями некоторых крестов) обнаружены остатки захоронений с кварцево-кремниевым инвентарем, предусматривающих трупосожжение». Мартынов А.Я. О некоторых проблемах соловецких святилищ//Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. М., 1990. С. 269.
Помимо упомянутых памятников (северных поклонных крестов), укажем на символическое изображение креста на ампуле Монцы. Процветший крест утвержден на трех уложенных пирамидой валунах. Покровский Н.М. Еванелие в памятниках иконографии. СПб. 1892. С. 319.
Примеры иконографии «мощеной» Голгофы можно увидеть в деревянных резных крестах Русского Севера.
Триодь Постная. Москва. Синодальная типография, 1801. Л. 515.
Зеленская Г.М. «Каменный путеводитель» XVII века по Воскресенскому собору Новоиерусалимского монастыря//Искусство христианского мира. Вып. III. М., 1999. С. 159.
Погребение в костницах встречается не только на Афоне, но и в балканских странах, и в католическом мире, а также было известно в Древней Руси (например, в черниговском пещерном монастыре преп. Антония Печерского).
Душеполезный собеседник. М., 1890.Вып. 10. С. 314.
Зайцев Б. Афон. Русский на Афоне. Свято-Пантелеймонов монастырь. Афон, 1992. С. 91-92. Огораживание тела в яме камнями было частью языческого похоронного ритуала и сохранялось (на Руси) еще в эпоху Средневековья. Панова Т.Д. Городской погребальный обряд Средневековой Руси XI-XVI вв. Автореферат канд. дисс. М., 1990. С. 15.
Толковая Библия. СПб. 1911. Кн.3. Т.9. С.487.
Блаж.Симеон Солунский. Указ. соч. С.152.
Мокеев Г.Я., Черный В.Д. Красная площадь в Москве времени Дмитрия Донского // Памятники Отечества. 1988. № 1. С.92-94.
Баталов А.Л., Вятчанина Т.И. Об идейном значении иерусалимского образца в русской архитектуре XVI-XVII веков // АН. 1998. №36. С.22-42.
Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. С.243.
Снегирев И.М. О Лобном месте в Москве. С.1-16.
Там же. С. 2.
Грамота патриарха Антония к великому князю Василию Дмитриевичу // РИБ. СПб. 1860. Т.VI. Ч. I.. С. 265-267.
Житие святого Симеона Столпника // ППС. СПб. 1907. Т.19. Вып. 3 (57). С.75.
Столпники // Христианство. Энциклопедия. М. 1995. Т.2. С. 641.
В житиях святых нередко встречается сюжет: святой заходит в языческое капище и идолы падают и разбиваются.
Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. С.53.
Лопухин А.П. История Ветхого Завета. СПб. 1904-1907. Кн.1. С.339.
Беляев Л.А, Христианские древности. М.1998. Прим. 39.
Беляев Л.А. Христианские древности. С.40. Со ссылкой на Bagatti B.
Представления древних «иудео-христиан» о месте погребения Адама как о входе в ад, посредством которого туда вошел Христос, стали отправной точкой гипотезы Б.Багатти о причинах постройки имп.Адрианом языческого святилища на месте Распятия. См.: Беляев Л.А. Указ. соч. С.40.
Иконографические примеры см. например: Икона Древней Руси XI-XVI веков. СПб. 1993. Кат. № 111, 112, 114.
Экспозиция.
Лосев А.Ф. Зевс // Мифологический словарь. М. 1994. Т.1. С. 218.
А. Ван Геннеп. Обряды перехода. М. 1999.
Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М. 1971. С. 31.
Не входя в рассмотрение вопроса о сущности мифа и его отношении к действительности (историографию вопроса см.: Стеблин-Каменский М.М. Миф. Л. 1976), отметим, что существует два противоположных мнения и взаимоотношении мифа и ритуала. Истолкование мифа как основы ритуала характерно для последователей Дж.Дж.Фрезера. Напротив, В.Я. Пропп рассматривал вышедший из употребления ритуал как основу для сложения сказочного сюжета.
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. 1957. С.93.
Религиозные представления в первобытном обществе. Конференция. Тезисы докладов. М. 1987.
Trollop E. London.1958.
Там же. С.40.
Куратов А.А. Соловецкие лабиринты – древние памятники культуры Северной Европы // Культура Русского Севера. Л. 1988. С.13-21.
Там же.
Обозрение дискуссии о соловецких лабиринтах см.: Мартынов А.Я. О некоторых проблемах соловецких святилищ // Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. М. 1990. С. 268-281.
Evans A. London, 1921.
Лосев А.Ф. Зевс // Мифологический словарь. М. Т.1. С. 218.
Штаерман Е.М. Юпитер // Мифологический словарь. Т. 2. С.627-628.
Рыбаков Б.А, Язычество Древней Руси. М. 1987. С.437.
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М. 1999. С.320.
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Екатеринбург. 2005. С.444.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Репринт. М. 1994. Т.1. С. 159.
Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Соловки. 1927. С. 12.
Об этом сюжете см. главу «Царский путь. Дорога на север».
Дробленкова Н.Ф. Сказание о Вавилоне // Словарь книжников и книжности Древней Руси. 2 пол. XV-XVI век. Вып.2. Л. 1989. С.351-357.
Сказание о Вавилоне граде //ПЛДР. 2 пол. XV века. М. 1982. С.182-187.
Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань. 1884. С.142.
Связь образов Вифлеемской пещеры и вавилонской пещи можно проследить в эпитетах службы Рождеству Христову.
Дмитриевский А. Древнейшие патриаршие типиконы. Киев. 1907. С.149-150.
Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва-Третий Рим» //Русское подвижничество. Сб.ст. М. 1996. С.487.
Скабалланович М. Христианские праздники. Рождество Христово. Репринт. ТСЛ. 1995. С. 133-135.
Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. С. 262.
Грабар А.Н. Император. С. 262.
Иллюстрация этого предания помещена на одной из мозаик в церкви Санта Мария Маджоре рядом с изображением поклонения волхвов. Грабар А.Н. Император. Табл. 33-34.
Свят.Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. М. 1998. С. 67.
Митр.Стефан Яворский. Камень веры. М. 1728.
Свят. Ипполит Римский. Толкование на Даниила. С.67.
Блаж. Августин. О граде Божием. Т.4. Кн.18. С.31, 40.
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М. 1999. С.347-349.
Блаж. Иперехий. Увещание к подвижникам. 124. // Творения древних отцов-подвижников. М. 1997. С. 199.
Евсевий Памфил. Жизнь императора Константина. 3, 3. С.102. Мы считаем возможным возразить мнению некоторых исследователей, считающих, что на картине был изображена победа не над дьяволом, а над Лицинием как частным его воплощением.
Грабар А.Н. Император. С.62, 248-252.
Изображение Христа-воина на лепном панно Православного баптистерия в Равенне, на мозаике в Архиепископской капелле и др. Грабар А.Н. Император. С.242.
Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С.112.
Казавнский П.С. Лабарум Константина Великого // Древности. Вестник Императорского Археологического Общества. М. 1867. Январь-февраль. Т.1. С.8-11.
Словарь античности. Пер. с нем. М. 1989. С.588.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Гл.11. О Кресте. Репринт. Ростов н/Дон. 1992. С.288.
Свят. Григорий Нисский. О жизни Моисея-законодателя. Пер. А.С. Десницкого. М. 1999. С.36.
Благодарю А.Горматюка, указавшего на этот факт. Конструкция иконостаса датируется XVI веком.
Иванов В.В. Змей //Мифологический словарь. Т.1. С.468-471.
Заметим, что антихристом мог быть назван практически любой царь-отступник от веры.
Срезневский И. И. Сказания об антихристе в славянских переводах. СПб. 1874. С.80.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М. 1998. С. 329-349.
Грабар А.Н. Император. С.64-72.
См. главу «Царей поборники».
Дробленкова Н.Ф. Сказание о Вавилоне // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2. Ч.2. С.353.
Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва-Третий Рим». С. 483-484.
Бобровицкая И.А, Московский Кремль. Регалии российских государей. М. 1997. С.40.
Белова О.В. Название и символика животных в памятниках восточно- и южнославянской письменности XII-XVII веков. Автореферат канд. филологических наук. М. 1996. С.26-27. (Приложение).
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. С.336-341.
Цит. по: Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. Т.1 Ч.II. Ч. 145.
А. ван Геннеп. Обряды перехода. С. 31.
Свят. Григорий Нисский. О жизни Моисея-законодателя. С.96.
Свят. Григорий Нисский. О жизни Моисея-законодателя. С.92.
Преп.Максим Исповедник. Главы о богословии и и домостроительстве воплощения Сына Божия / Творения. Кн.1. Аскетические и богословские трактаты .Пер. с древнегреч., вступит. статья и комментарии А.И. Сидорова (Серия «Святоотеческое наследие». Т. 1). М. 1993. С.226.
Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. СПб. 1901. Т.1. С. 59.
Авва Аммон. Послания // Творения древних отцов-подвижников. М. 1997. С.32.
Перечисление подписанных мощей Кийского Креста см.: Архим. Лаврентий. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии монастыре. М. 1805. С.29-33.
Grabar A. Религиозн. Живопись в Болгарии. Paris. 1928. Vol. 1. P. 278. Vol. 2. Илл. 48, 49.
Grabar A. Религиозн. Живопись в Болгарии. Paris. 1928. Vol. 1. P. 278. Vol. 2. Илл. 48, 49.
Millet J., Frolov A. Средневековая живопись Югославии. Paris.1989. P.4. Илл.110.
ГТГ. Инв. №28598.
Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII веков. Л. 1980. Кат. №199, 200.
Книга Степенная царского родословия //ПСРЛ. Ч.1. СПб. 1908. Т.21. 1-я половина тома. ; Ч.2. СПб. 1913. Т.21. 2-я половина тома.
Флоря Б.Н. Иван Грозный. М. 1999. С.78.
Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля // Исторический вестник. Москва-Воронеж. 1999. №3-4. С.153-219.
Как пример особой значимости генеалогии в процессе сакрализации родовой власти можно указать на широко распространенный обычай создания галерей портретов предков в среде высшей аристократии Западной Европы и России. Как отмечают исследователи семиотической школы, «носители власти стремятся подчеркнуть свою генетическую или идеологическую преемственность от тех, кто уже обладал ее прерогативами в прошлом. Соответственно символы и изображения знатных предков тоже относятся к числу зримых атрибутов высокого положения в иерархии». (Берукин Ю.Е., Соловьева И.Ф. Скамьи, кресла и бык на юге Центральной Азии // Символы и атрибуты власти. Генезис, семантика, функция. СПб. 1996. С.102).
Свят. Симеон Солунский. Гл.116. С.200.
Горский А.В. О священнодействиях венчания на царство: Творения св. отцов. М. 1882. М. 1882. Кн.1. С.147.
Вейс Г. История цивилизаций. М. 1999. Т.2. С.398.
Возражение, или разорение, смиренного Никона, Божией милостью патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигариду, и на ответы Паисиовы // Patriarch Nikon on Church and State. Nikon’s “Refutation”. Edited, with Introduction and Notes by Valerie A. Tumins and George Vernadsky. Mouton publishers. Berlin. New York. Amsterdam. 1982. ( Slavistic and reprintings edited by C.H.Vanschooneveld. Indiana University. 300). C. 316-317.
Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси // ЧОИДР. Кн.1. М. 1883. С.72.
Успенский Б.А. Царь и патриарх. С.140.
На этот факт указывал еще А.В..Горский. См.: Горский А.В. О священнодействиях венчания на царство. С.43.
Снегирев И.М. памятники Московской Древности. М. 1842-1845. С. 81-86.
Было замечено, что во время венчания на царство Лжедмитрия последовательность чина была изменена, и венец на самозванца был возложен в Архангельском соборе, что по всей видимости, должно ювло подчеркнуть законность родового преемства власти от первых русских государей. Богданов А.И. Чины венчания на царство русских царей // Культура средневековой Москвы XIV-XVII веков. М. 1995. С.211-224.
Древний Патерик. Репринт. М. 1991. 7, 15. С.112.
Западная иконография сохранила изображение блаж.Иеронима перед лежащим рядом с ним черепом.
Олесницкий А.А. Святая Земля. Т.2. Киев. 1878. С. 91-95.
Олтаржевский Ф. Палестинское монашество с IV по VI века // ППС. Т.15. Вып.2 (44). СПб. 1896. С.38.
Малков П. Образ пещеры в античном и христианском символизме // Альфа и Омега. 1997. №2 (13). С.255-256.
Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича // ПЛДР. XIV-сер. XV века. М. 1981. С.214.
Свят.Григорий Нисский. О жизни Моисея-законодателя. С.87.
Свят.Григорий Нисский. О жизни Моисея-законодателя. С.66.
Свят.Григорий Нисский. О жизни Моисея-законодателя. С.66. Прим. 36.
Преподобного отца нашего Макария Египетского седмь слов. О возвышении ума. Слово 5. Гл.21 / Духовные беседы и слова. ТСЛ. 1904. С.417.
Преп. Макарий Египетский. Беседа 43. Гл.7. О преспеянии человека христианина, вся сила которого зависит от сердца, что и описывается здесь в разных чертах. С. 280.
Анна Комнина. Алексиада. 14, 8. С.396.
Kantorowitch E. Deux corps de rois. Paris. 1983.
Прот. Валентин Асмус. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого) // Исторический вестник. М-Воронеж. 1999. №2. С.90.
Несомненно, вопрос о взаимоотношении светской и церковной власти в христианском и нехристианском государстве, неоднократно привлекавший внимание исследователей, требует более детального и подробного изложения. Однако, такая задача выходит за рамки настоящей работы.
Свят.Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Джоржанвилль. 1992. С.109-110.
Свят.Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. С.110.
Лавренов В.И. Вексиллология. Тверь. 2000. С.30.
Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М. 1971. С.32. Ил.54.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М. 1962. Т.2. С. 161.
Евсевий Памфил. Жизнь Константина. 4, 60, 71. С.171, 177. Об этом говорит и замечание свят. Иоанна Златоуста об изменениям в практике царского культа в связи с принятием императорами христианства: «В Константинополе облеченные диадемой признали любимым местом для погребениям не близ самих апостолов, но в преддверии вне храмов их, и таким образом, цари сделались привратниками рыбарей, и такое погребение вменяют себе не в бесчестие, но в прославление не только сами цари, но и потомки их» (Свят.Иоанн Златоуст. Рассуждение против евреев и язычников о том, что Иисус Христос есть Истинный Бог /Творения. Т.2. Кн.2. СПб. 1898. С. 630).
Краутхаймер Р. Три христианские столицы.
Ярослав Фолда. Искусство Латинского Востока. 1098-1291. /История крестовых походов. Пер. с англ. М. 1995. С.169-190.
Mango K. Заметки о византийской архитектуре //DOP. №23-24. 1980-1981.
Бутырский М.Н. Византийское богослужение у иконы согласно типику монастыря Пантократора 1136 года // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Сб. ст. М. 1996. С.151-152.
Подробное рассмотрение вопроса об идейном замысле комплекса кремлевских храмов, построенных при Иване Калите, см.: Борисов Н.С. Политика московских великих князей. Конец XIII – 1 пол. XIV века. М. 1999.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. С.177.
Сказание о Мамаевом побоище // ПЛДР. XIV- сер. XV века. М. 1981. С.150.
Janin R. Церковная география Византийской империи. Paris. 1953.
Сима Чиркович. Сербия. Средние века. М. 1996. С.121, 215. Попович Д. Серпски владарски гроб у среднем веку. Београд. 1992.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 423-427.
Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь. Дни 1-13. СПб. 1868. С.87.
Виллинбахов Г., Виллинбахова Т. Святой Георгий Победоносец. СПб. 1995. С.6.
Лазарев В.Н. новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси //Византийский Временник. 1953. Т.6.
Кирпичников А. Святой Георгий и Егорий Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды. СПб. !879; Рыстенко А.В. Легенды о св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературах // Записки Новороссийского Университета. Т.112. Одесса. 1889; Соболева Н.А. Русские печати. М. 1991. С.205-215.
Рыстенко А.В. Легенды о св. Георгии и драконе. С.32-33.
Чудо бывшее с святым великомучеником Георгием о змие // ПЛДР. XIII век. М. 1981. С.520.
Как отмечают исследователи древнерусской книжной традиции, жития двух святых иногда смешиваются и детали повествования могут быть взаимозаменяемыми. Творогов О.В. Мучение Феодора Стратилата // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. XI- 1 пол. XIV века. C. 270-271.
Текст жития см.: Анфилогион, си есть цветословие: страдалчества и мучения св Алексия, человека Божия… М. 1660. С.58-64; Новгородская икона Феодора Стратилата / Текст П.П. Муравьева и А.И. Анисимова. М. 1916.
Намеченная в житии тема змееборчества развивается в апокрифе «Чудо бывшеесвятого Феодора Тирона, како выведе матерь от змия» См.: Памятники отреченной русской литературы (собраны и изданы П.Тихонравовым). М. 1863. Т.2. С.93-99.
Житие св.Феодора Тирона //Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. СПб. 1860-1862. Вып.3. С.143-145.
Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской (краткая редакция) // МитрМакарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн.2. 1995. С.584.
Канон. Песнь 5. /Минея. Март. 14 марта. М. 1984. С.367.
Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской. С.584.
Коган М.Д. Сказание об иконе Богоматери Феодоровской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3. Ч.3. XVII век. СПб. 1998. С. 407-412.
Стихира на стиховне и др.
Седален.
Канон. Песнь 4.
Седален.
Топкова-Заимова В. Иконография св. Димитрия Солунского и восстание Ассенидов – первый пример общехристианского почитания. //Византино-булгарика. София. Т.5. 1978. С.261-267 (на франц. Яз).
Рогов А.И. Белградская икона с изображением Дмитрия Солунского и царя Мамая //Советское славяноведение. 1968. №5. С.18-61.
Летописная повесть о Куликовской битве //ПЛДР. XIV- сер. XV века. С. 122.
Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. М. 1917. Ноябрь. Дни 23-25. Вып.9. Ч.2. Тетр.1.
Уникальная царская регалия пока не привлекла достаточного внимания исследователей. Практически единственная работа на эту тему: Мартынова М.В. Бармы царя Алексея Михайловича // Россия и Христианский Восток. Вып.2 (в печати).
Качалова И.Я., Маясова Н.А. Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. М. 1990. Ил.86.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. С.63-104.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. С.67.
Афанасьев А.П. Поэтические воззрения славян на природу. Репринт. М. 1994. Т.1. С.271-272.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. Перевод с итал. М. 1987. С.98. (Примечания и комментарии в итальянском издании 1981 года).
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. С. 97-100.
Жан Флори. Идеология меча. Пер. с франц. М. 1999.
Об обретении св.копья рассказывают почти все западные хроники и некоторые византийские источники. Уже в XVIII веке католическая церковь официально признала реликвию, найденную у стен Антиохии, подделкой. Подробнее см. : Рансимен С. Святое копье под Антиохией //Аналекта Болландиана. Т. 68. 1950. (на англ. Яз).
Блок М. Короли-чудотворцы. С.343-344. Впоследствии у Капетингов знамя Карла стало ассоциироваться с орифламмой.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. С.29. Известно, что с XIII века коронация германских императоров Священной Римской империи совершалась в римском соборе св.Петра в пределе св. мученика Маврикия.
Интересно, что крестоносец Робер де Клари, описавший завоевание Константинополя, называет дворцовый храм, в котором хранились реликвии Страстей «Святой церковью» - по-франц. «Сен-Шапель». Именно так впоследствии будет названа парижская часовня, хранящая оду из константинопольских святынь – Терновый венец Спасителя (см. гл.1). Робер де Клари. Завоевание Константинополя. Пер., статья и комментарии И.А. Заборова. М. 1986. С.59.
Филлитц Х. Исторический музей в Вене. Вена. 1964. (на нем. Яз.)
Степенная книга ///ПСРЛ. Т.21. 2- я половина тома. С.457.
Снегирев И.М. Памятники Московской древности. С. 226-227; Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII веков. Л. 1988. И.201.
ВМЧ. Октябрь. Дни 4-18. Октябрь 16.
Триодь постная. М. Синодальная типография. 1801. Л. 514.
Триодь постная. Л. 515.
Преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия /Творения. М. 1853. С. 298.
Успенский Ф.И. История Византийской империи XI-XV веков. Восточный вопрос. М. 1997. С.636.
Чудо Георгия о змие //ПЛДР. XIII век. С.526. Не входя в рассмотрене вопроса о подлинности свидетельства жития, укажем на него лишь как на факт, подтверждающий распространение почитания подобных реликвий. Так же: Реликвии в византийской эпиграмме // Реликвии в искусстве и культуре. С.142.
Толстой М.В, Русские святыни и древности. Ч. 2. Псков. М. 1861. С.23.
Радзивилловская летопись. Факсимильное издание. СПб. 1994. Л. 73. 157, 171 и др. Исследование сюжетного состава миниатюр см.: Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. М. 1944. С. 34-37.
Радзивилловская летопись. Л.77.
Повесть об убиении Андрея Боголюбского //ПЛДР. XII век. М. 1980. С. 330.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. С. 103.
О Влахернском храме и его святыне см.: Эберзоль Ж. Святыни Византии. Париж. 1921. на франц. Яз.
Анна Комнина. Алексиада. 7, 3. С.210.
Такой обычай был более характерен для иноверцев в отношении христианских храмов.
Подробнее о судьбе Св.Древа см.: Фролов А. Реликвии… (в том числе и источники по истории пленения и возвращения Св.Древа).
Об этом сообщает Георгий Писида в своем историческом сочинении «Ираклиада». 2. 109, 120. (См.: Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т.1. VI-X века. М. 1996. С.430).
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т.1. VI-X века. С.430. Возможно, в данном отрывке содержится свидетельство участия в военном походе известной христианской святыни – Нерукотворного образа Спасителя. Однако, Ю.А. Кулаковский, читируя тот же отрывок «Ираклиады» говорит о «знамени с изображением на нем Нерукотворного Образа». (Кулаковский Ю.А. История Византии. 602-717 годы. Т. III. СПб. 1996. С. 58-59).
Кулаковский Ю.А. История Византии. 602-717 годы. С. 88-115.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т..2. М.1997. С. 390-391.
История собирания святынь царем Иоанном Грозным посвящены работы М.А.Маханько: Маханько М.А. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение // Искусствознание. 1988. №1. С.112-142; Привоз икон в Москву в XVI веке и его влияние на чин городских богослужений // Сакральная топография средневекового города. Сб. ст. М. 1998. С.74-85.
Блаж Августин. О граде Божием.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т.2. С.391.
Повесть о битве новгородцев с суздальцами // ПЛДР. XII век.
Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София. 1934. Кн.38. С.16. Пересказ предания по: Плюханова М.Б. Сюжеты и символы… С.113.
Летописи сообщают, что царь Иоанн IV перед Казанским походом поклонялся в Муроме мощам своих сродников св.Петра и Февронии. ПСРЛ. 1965. Т.29.С.86., Т.13. С.92 и др.
Повесть о Петре и Февронии /Подготовка текста и исследование Р.П.Дмитриевой. Л. 1979.
См. напр.: Пропп В.Я. Морфология сказки. М. 1969; Мелетинский Е.М. , Неклюдов С.Ю. и др. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам. IV. Тарту. 1969. (Ученые записки Тартусского университета. Вып. 236). С. 86-135.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы … С.207-208.
Повесть о Петре и Февронии. 212.
Меч-кладенец // Мифологический словарь. М. 1990. С. 357.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. С.113-114.
Фасмер М. Этимологический словарь. СПб. 1996. Т.1. С. 61.
Повесть о Петре и Февронии. С. 212.
Интересно, что исследователи сказки и былинного эпоса видят в фольклорных сюжетах о «змеином роде» отголоски древнейших родо-племенных отношений, или же, возможно, указание на сакральное значение династических браков. См. напр.: Фроянов И.Я., Юдин Ю. И. Былинная история. СПб. 1997.
По сути, житийное повествование четко укладывается в схему так называемого «близнечного мифа».
Такая трактовка может быть подкреплена указанием исследователей на предполагаемого автора «Жития» Ермолая-Еразма, который написал повесть по благословению митр. Макария Московского. С именем Ермолая-Еразма связывается авторство нескольких трактатов на политические темы. Самый известый – «Богохотящим царем правительница». Р.П. Дмитриева отмечает, что хотя «Повесть о Петре и Февронии» не вошла в макариевские Четьи-Минеи как не отвечавшие требованиям жанра, тем не менее она понравилась царю Иоанну IV, особенно почитавшему своих святых сродников (Дмитриева Р.П. Ермолай-Еразм – автор Повести о Петре и Февронии / Повесть о Петре и Февронии. С.118.
Повесть о Петре и Февронии. С.118. Прим. 47.
ГТГ. Инв.№ 6141. До революции находилась в Успенском соборе Московского Кремля рядом с царским моленным местом («Мономаховым троном»). Опись Успенского собора 1627 г. //РИБ. Т.3. СПб. 1876. Стб. 311. Библиографию см.:Сорокатый В.М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: некоторые аспекты символического содержания // ДРИ. Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.Н. Грабара. СПб. 1999. С.399-416.
Исследователи предлагали различные варианты интерпретации образа царя. Возможно, изображен император Константин Великий. Мы не решаемся дать однозначный ответ.
О непосредственной связи изображения на иконе с темой прославления Креста говорил еще А.Н. Грабар, сравнивая композицию с фреской из молдавской церкви Св.Креста в Пэтрэуце. Грабар А. Крестоносцы Восточной Европы в искусстве // Заметки Шарля Диля. Париж. Т.2. С. 19-27. на фр. Яз.
О уподоблении монарха Моисею в византийском искусстве см. Вессель К. Императорский портрет // Словарь византийского искусства. Т.3. Мюнхен. 1976. на нем.яз.
Подробнее о жезле Моисея см.: Трайдингер О. Восточноримская имперская идея и ее развитие в придворном церемониале. Дармштадт. 1956. на нем. Яз.
Стремление уподобить новую столицу Новому Иерусалиму прослеживается в архитектурном замысле городов и декоративном убранстве храмов. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т.1, 2. М. 1962; Лившиц Л.И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII века // Дмитровский собор во Владимире. К 800-летию создания. М. 1997. С.156-174; Лидов А.М. О скульптурном убранстве Владимиро-Суздальских храмов XII-XIII века// ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб. 1997. С. 172-184.и др.
Петрухин В.Я. Город и сакральное пространство: библейский миф в начальном русском летописании // Сакральная топография средневекового города. М. 1998. С.28.
Повесть об убиении Андрея Боголюбского // ПЛДР. XII век. С.324-325.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т.1. С.542. Прим.119. Интересно, что в расположенном недалеко от Боголюбова селе Ставрово, сохранилось древнее предание, связывающее его греческое название с супругой князя Всеволода Большое Гнездо, брата Андрея Боголюбского, гречанкой по происхождению. (Солоухин В.А, Письма из Русского Музея. М. 1990. С.121).
Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Ч.1. С.293.
Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Ч.1. С.293.
Свят.Афанасий Великий. Творения. Репринт. М. 1994. Т.4. С.159-160.
Петрухин В.Я. Город и сакральное пространство… С.25.
Современное изображение на обороте, сохранившее первоначальную иконографию, специалисты относят к XV веку. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Т.1. Древнерусское искусство X- начало XV века. М. 1995. Кат.№ 1.С. 25-40.
Архиеп.Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т.2. Владимир. 1901. С.232, 295-298.
Такое предположение высказано Л.А.Щенниковой. См.: Щенникова Л.А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М. 1996. С.257.
Противоположные мнения см.: Плюханова М.Б. Сюжеты и символы… С.124-132, 139-144 и Филипповский Ю.Г. «Слово» Андрея Боголюбского о празднике 1 августа по списку 1597 года // Культура славян и Русь. М. 1997. С.230-236.
Гребенюк В.П. Икона Владимирской Божией Матери и духовное наследие Москвы. М. 1997. С.10.
Архиеп.Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т.2. С. 295-298.
Служба на Богоявление.
Скабалланович М. Толковый типикон. Киев. 1910. Вып. 1. С.8.
Лопухин А.П. Библейская история Нового Завета. Репринт. ТСЛ. 1998. Т.3. С.395.
Хождение Стефана Новгородца // ПЛДР. XIV- сер.XV века. С..32.
Архиеп.Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т.2. С.232.
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Репринт. М. 1998. Т.2. С.374-375.
Архим.Никифор. Библейская энциклопедия. М. 1891. С.417-418.
Кажется интересным посвящение эфиопского хранилища ковчега завета Богоматери Сионской. Еще Н.н. Воронин, указывая на древнее название «Сионы» одного из боголюбовских холмов, отметил, что в Грузии «Сиони» - обычное название храма, посвященного Богоматери. См.: Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т.1. С.542. Прим.119.
Сведения об эфиопском обряде почерпнуты из книги американского журналиста Г.Хэнкока, помимо фантастических предположений автора о происхождении эфиопского ковчега завета, содержащей уникальные описания обрядов Эфиопской Церкви. Хэнкок Г. Ковчег Завета. М.1999. С.236.
Лимонов Ю.Н. Владимиро-Суздальская Русь. М. 1989.
Лившиц Л.И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII века // Дмитровский собор во Владимире. С. 165-167.
Тенденции к уподоблению Московского князя библейским праведникам, и как следствие, перенесение на Московское княжество образа Св.Земли, замечены исследователями уже в отношении литературных произведений, прославляющих великого князя Ивана Калиту. Борисов Н.С. Политика Московских князей. Конец XIII- 1 половина XIV века. М. 1999. С. 326-376.
Булатов В.Н. Русский Север. Заволочье (XI-XVI века). Кн.1. Архангельск. 1997. С.290-325.
Теребихин Н.М. Семиотика пространства культуры народов Европейского Севера. Автореферат диссерцтации докт исторических наук. СПб. 1995. С.20.
Вопрос о причинах развития северных монастырей вызвал полемику среди крупнейших русских историков. Ряд исследователей указывали на первостепенное значение покровительства русским северным монастырям московских правителей и считали его фактором, обусловившим экономическое и духовное процветание Русского Севера. См. напр.: Саввич А.А, Соловецкая вотчина XV-XVII веков. Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем Русском Севере и Древней Руси. Пермь. 1927. С.27. Против мнения о влиянии на монастырское движение политических факторов выступал В.О.Ключевский (Курс русской истории. М. 1986. Т.2. С.139).
Утверждая важность роли великого князя в деле просвещения подвластных ему народов, мы нисколько не умаляем личного подвига преподобных, искавших в диком крае уединения и аскетического труда. Однако, как известно, до середины XIV века основание монастырей было прерогативой княжеского дома. Редким исключением стали Киево-Печерская Лавра и большинство новгородских монастырей. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1. Ч.2. С.698.
Камкин А.В, Православная Церковь на севере России. Вологда. 1992. С.54, 70-72.
Русские монастыри. Каталог выставки. СПб. 1997.
Смирнов М.И. Переславль-Залесский. Исторический очерк 1934 года. Переславль-Залесский. 1996. С.117.
Смирнов М.И. Переславль-Залесский. С. 118.
Соловьев С.В. История России с древнейших времен. М. 1989. Т.6. Кн.4. С.514-515.
ПСРЛ. Т.20. Ч.1. М. 1901. С. 439.
Прот. Адриан Милков. Светящиеся и угасшие святые уголки священной реки Обноры. С.Неверовское. 1966. Рукопись.
ПСРЛ. Т.20. Ч.1. С.367.
Бернштам Т.А. Локальные группы Двинско-Важского ареала: духовные факторы в этно-и социокультурных процессах //Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб. 1995. С.208-217.
По всей видимости историческое явление перенесения столицы государства в различные города Русской земли в общемировом процессе «переноса империи» необходимо выделять как самостоятельное явление, имеющее близкие тенденции, но ограниченное территорией одного государства.
Служба 14 марта. См. прим. 331-333.
Подробнее в главе «Царская ставропигия».
Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. С.31.
Православные русские обители. С.52. Изложенное предание повторяется практически во всех изданиях XIX века о Кийском монастыре.
Иван Шушерин. Известие. С.18.
Архим.Лаврентий. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии монастыре. С.2.
Матвеев А.К. Происхождение основных пластов субстратной топонимики Русского Севера //Вопросы языкознания. 1969. №5.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. С.113.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.2. С.321, 343.
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т.1. Ч.2. М. 1989. Ст. 1416.
Иванов В.В. Топоров В.Н. Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян //Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М. 1976. С. 109-127.
Молот Тора – Мёльнир от др. исл., имеет тот же корень, что и русское «молния».
Мелетинский Е.М. Тор //Мифы народов мира. М. 1994. Т.2. С.519-520.
Брюсов А.Я. История древней Карелии. М. 1940.
Теребихин Н.М. Семиотика пространства культуры народов Европейского Севера. Автореферат докт. Дисю СПб. 1995. С.17-18.
Лабиринты есть и на о. Анзер. Мартынов А.Я. О некоторых проблемах соловецких святилищ // Проблемы изучения историко-культурной среды арктики. М. 1990. С. 268-281.
Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск. 1994. С.39.
См. нашу работу: Щедрина К.А. Некоторые историко-богословские аспекты монастырского строительства патр.Никона // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып.1. М.
Паульсен П. Топор и крест в Северной и Восточной Европе. Бонн. 1956. на нем. Яз.
Кулаков В. Символика последних викингов // Austrvegr. 1998. №4.
Айхенвальд А.Ю., Петрухин В.Я. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. 1981. М. 1982.
Православные русские обители. С.55.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С.113.
Повесть временных лет // ПСРЛ. Т. 1. М. 1997. Стб. 117.
«И постави церковь святаго Василья на холме, идеже стояше кумир Перун». Повесть временных лет. Стб. 118.
Асеев Ю.А. Архитектура древнего Киева. Киев. 1982. Существует другое предположение о святом покровителе князя Владимира. М.Толстой в «Истории русской Церкви» называл на основании даты крещения князя Владимира его патроном св.ВасилияПарийского (8 апреля). Однако, именно святой Василий Великий как святой покровитель князя владимира изображен на иконе «Крещение Руси», иконография которой была разработана в 1988 году по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С.427.
Комарович В.А. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII веков //ТОДРЛ. 1960. №. 16. С.92.
Комарович В.А. Культ рода и земли. С. 97.
Казарян А. О почитании мощей в Древней Армении //реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М. 2000.
Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М. 1997. С.79-80.
Раппопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма// Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. VI. С.114-115.
Лаврентьевская летопись //ПСРЛ. Т.1. Стб. 155.
Голубинский Е.е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч.2. С.430.
Цит. по: Митр.Макарий Булгаков. История Русской Церкви. Кн.2. С.441.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments