Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Category:

Царей держава

ПРИМЕЧАНИЯ
Почитанию Креста в императорском искусстве Византии посвящена отдельная глава в классическом труде А. Грабара «Император в византийском искусстве». Отдельные аспекты почитания правителями Св. Креста
Памятникам, связанным с императорскими или царскими заказами, посвящено огромное количество исследований, среди которых выделяются работы Р.Краутхаймера.
См. напр. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб 1995.
Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. 1.40. Цит. по изд.: Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М.1998.С. 50.
Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 33.
Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. 1.31.
Об обретении Животворящего Древа Креста сообщают такие церковные историки как Сократ, Евагрий и другие.
Установление празднования в Иерусалиме относится к IV веку, а общецерковное восточнохристианское празднование - к VII-VIII векам и связывается с возвращением Св.Древа из персидского плена при императоре Ираклии. Подробнее см. : Скабаланович М. Христианские праздники. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. Репринтное издание. Троице Сергиева Лавра. 1995. С. 141.
Истории бытования Животворящего Древа Креста посвящено исследование А.Фролова: Фролов А. Реликвии Животворящего Древа Креста. Париж, 1961 (на франц. яз.).
Там же.
Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием .14 сентября.
Четвертый гвоздь, согласно одной из легенд, был брошен св. Еленой в море для предотвращения бури во время путешествия со святынями в Константинополь. Согласно другому преданию этот гвоздь был оставлен св. Еленой на острове Кипр в основанном ею монастыре Св.Креста.
Веселовский А.Н. Где сложилась легенда о Св.Граале? СПб., 1900.С.76.
Святыня хранится в Успенском соборе и по сей день и впервые после 1917 годакак музейный экспонат представлена на выставке «Реликвии Московского Кремля»,
Снегирев И.М. Памятники Московской Древности. М., 1842-1845. С.22. Реликварий св. гвоздя грузинской работы опубликован в кн.: Чубинашвили Г.Н. Грузинское искусство. Тбилиси, 1959.
Чичинадзе Н. Реликварии Св. Креста ХШ века в Грузии//Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы. ХШ век. СПб, 197. С.157. Подробнее тема почитания реликвий Св.Креста в средневековой Грузии была рассмотрена в докладе Н.Чичинадзе на международном симпозиуме «Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира», прошедшем в Москве в мае 2000 года.
Среди реликвий Грузинской земли следует отметить и нешвенный хитон Христов, по преданию принесенный в Грузию одним из воинов, распявших Спасителя. Грузины считают, что эта святыня до сих пор находится на своем месте под полом собора Свети-Цховели в Мцхете.
Чичинадзе Н. Указ. Соч. С.161.
Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии IV-ХП веков. СПб., 1997. С. 29.
Согласно позднейшим описаниям некоторых паломников, св.копье, хранившееся в константинополе, было обретено вместе с Древом Креста св.Еленой и отправлено ею в столицу к императору Константину Великому. См.напр.: Описание константинопольских святынь латинским паломником ХП века//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Сб.ст. М., 1996.С. 438.
Дмитриевский А. Древнейшие патриаршие типиконы. Киев, 1907. С. 136-158.
Описание константинопольских святынь. С.439.
Мы не рассматриваем вопрос о подлинности появившихся на Западе реликвий. В настоящем исследовании нас интересуют только семантические связи, объединяющие группу памятников. Подробнее о св.копье см. главу «Царей поборники».
В настоящее время реликвия хранится в Вене. С.: Филлитц Х. Исторический музей в Вене. Вена,1964 (на нем.яз.).
В ХХ веке на св. копье обратил внимание Гитлер.
Средневековые западные сказания повествуют о том, что терновый венец был подарен Людовику Святому греческим императором в благодарность за помощь в борьбе с турками. См.напр. : Иоанн Хильдесхаймский. Легенда о трех царях. М., 1998. С.137.
В настоящее время Терновый венец хранится в соборе Нотр-Дам в Париже.
Богданов А.П. Чины венчания на царство русских царей//Культура средневековой Москвы ХIV-XVIIвеков. М., 1995. С.211-224.
Фролов А. Реликвии Животворящего Древа Креста. Париж, 1961(на франц.яз.).
Книга о вере. Москва, 1646. Л.71.
Об этом свидетельствует надпись на ковчеге: «Божественныя Страсти Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа принесены изо Царя града смиреннымо архиепископом Дионисье тую архиепископью в Суздаль в Нов городо в городецъ пошаньем многим и подвигом и споспешники святыя богоносныя отъца воЦариграде равноангельским житием при всесвятем патриарсе Ниле при великом князе Дмитриии Константиновиче иже созда раку сию в честь и славу всесвятым Страстем сим Христовым в лето 6891 индикта шестого». (Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI-XV веков. М., 1964. С.16-47.
Стерлигова И.А. Ковчег Дионисия Суздальского.//Благовещенский собор Московского Кремля. Сб.ст. М., 1999.
Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.1. Кн.2. СПб.,1898.С 629.
Грабар А.Н. Указ.соч. С.114.
См. напр.: Митр. Стефан Яворский. Камень веры. М., 1728.
Грабар А.Н. Указ.соч. С. 113.
См . напр.:Митр.Стефан Яворский. Камень веры. М., 1728.
Толковая Библия под ред. Лопухина. СПб., 1911.
Если пространственный образ престола связан с понятием возвышения, возведения на высоту, то на другое смысловое значение трона или престола как горы Голгофы – обособленность, отдаленность – указывает латинское название «солиум регале» (соляриус – одинокостоящий, уединенный).
По мнению А.А. Олесницкого под библейским «Галгал» не всегда следует понимать конкретный город или селение с одноименным названием. Часто «Галгал» - обозначение места жертвоприношения вообще. (Ср. евр. галгал – круглый камень или круг из камней, куча камней). Олесницкий А.А. Мегалитические памятники Святой Земли//Православный Палестинский сборник. СПБ., 1895. С. 88-90.
Блок М. Короли-чудотворцы. М.,1998.С.351-352.
Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 1999. С.161.
Соколова И.М. Царское место первого русского царя: замысел и форма//Россия и Христианский Восток. Вып. 1. М., 1997. С. 135.
Там же. С.145.
Там же.
Снегирев И.М. О Лобном месте в Москве//ЧОИДР. М.,1861. Кн.1. С.3.
Евсевий Памфил. Указ.соч. 1.31. С.45.
Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и духовной жизни. М., 1998. С. 99-100.
Там же. С. 94-95.
Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. К язычникам. Кн. 1. С. 53-54.
Блок М. Указ. Соч. С. 342-344.
Летописец говорит, например, о несении во главе похоронной процессии князя Андрея Боголюбского великокняжеского стяга. Франчук В. Ю. Отражение языческого мировоззрения славянства в древнерусском летописании//Культура славян и Русь. Сб. ст., М., 1998. Как представляется, изложенные в статье факты можно рассматривать не только с точки зрения сохранения на Руси остатков двоеверия, но и как более глубокие явления царского культа.
Грабар А.Н. Указ.соч. С. 55.
Там же. С. 56.
Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 94.
Канон, песнь 4.
Евсевий Памфил. Указ.соч. С. 68-69.
Там же. С. 69.
Казанская история//ПЛДР. Середина XVI века. М., 1985. С. 509, 515.
Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. М., 1995.
Пуцко В. Г. Крест преподобного Авраамия Ростовского//История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов 1995.
Православные русские обители. Репринтное издание. СПб., 1994. С. 54.
Цитируется по: Иван Шушерин. Известие о рождении и воспитании и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси.
Портреты членов царской семьи (царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и царевича Алексея Алексеевича) были помещены и в других монастырях, строившихся по замыслу патриарха Никона (Иверском, Валдайском и подмосковном Новоиерусалимском).
Грабар А.Н. Указ. соч. С. 27.
Пастернак О.П. ‘Поклонение Кийскому кресту” и его повторения в XXVIII веке//Оригинал и повторение в живописи. Экспертиза художественных произведений. М., 1988. с. 47-60.
Кондратьев И.К. Московский Кремль, святыни и достопримечательности. М., 1910. С. 72.
По другим сведениям Распятие, изготовленное в 1687 году, было составлено по подобию Крестного Древа из трех пород деревьев – кипариса, кедра и певга. (См. Бартенев С.П. Большой Кремлевский Дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. 3-е изд., М., 1916. С. 95-98).
Забелин Е.И. Домашний быт русских царей в ХVI и ХVII столетиях. М., 1990. С. 111-112.
Ювалова Е.П. Чешская готика эпохи расцвета. 1350-1420. М., 1998. С. 28. Илл. 2-4, 9-12.
Там же. С. 42.
В данном контексте термин “империя” не имеет значения политического явления, но означает “владычество Св. Креста”. Об этом см. ниже в главах “Царей поборники ” и “ Царский путь. Дорога на север”.
Архиеп. Вениамин перевел, снабдив своими комментариями латинское издание XVII века (“требник Гоара”), содержащее сведения о современных обрядах и канонических нормах Греческой Церкви, дав ему название “Новая Скрижаль”.
Вениамин (архиеп.). Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. Репринтное издание. М., 1992. Т. 2. С. 304-307.
Там же. С. 307.
Забелин И.Е. Указ. соч. С. 301.
Забелин И.Е. Указ. соч. С. 292-293..
Евсевий Памфил. Жизнь Константина. 4, 17. С. 151.
Там же, 4. 18. С. 151. Конечно, под “назначением” имеется в виду подбор кандидатов для совершения священнослужения.
Многочисленные обычаи и обряды константинопольских дворцовых церквей подробно описаны императором Константином Порфиногеном в его труде “О церемониях”.
Еп. Порфирий (Успенский). Восток христианский. Афон. История Афона. Ч.Ш. Отд. 2. СПб. 1892. С. 285.
То есть Афон не перестал быть “ставропигией патриаршей”. Еп. Порфирий (Успенский). Указ. соч. Ч.Ш. Отд. 1. Киев, 1877. С. 103.
Там же. Ч. Ш. Отд. 2. С. 84. Естественно, что под выражением “рукоположение” здесь, как и в случае с выбором священников императором Константином, имеется в виду не чин хиротонии, а утверждение, одобрение выбранного афонскими монахами главы.
Там же. Ч. Ш. Отд. 2. С. 91-92.
Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858
Еп. Порфирий (Успенский). Указ. соч. Ч. Ш. Отд.2. С. 178.
Сули Дж. Ч. Сербы и Византийская империя в правление царя Стефана Душана и его преемников. Вашингтон, 1984, (на англ. яз.).
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 1 Ч. 2. С. 698.
Там же. С. 700-701.
Еп. Порфирий (Успенский). Ч.Ш. Отд. 1. С. 130, 153.
Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 704. Вообще вопрос о юридическом статусе византийских монастырей гораздо сложнее и неоднократно привлекал внимание исследователей. Подробнее, напр.: Каждан А.П. Византийский монастырь XI-XII веков как социальная группа. В.В. Т. 31. 1971. С. 48-70.
Голубинский Е.Е. История Русской церкви. С. 567. Правом устройства родовых ктиторских монастырей пользовалось кроме князей только новгородское боярство.
Митр. Макарий (Булгаков). История русской Церкви. М., 1995. Кн. П. С. 102.
Там же. Кн. 2. С. 302.
Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 703.
Подробнее вопрос о праве основателей (и их потомков ктиторов) в отношении созданных ими монастырей – “ право патроната” в средневековых славянских государствах подробно рассмотрен в монографии Б.Н. Флори. Флоря Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. М., 1992.
Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. 1963. С. 176-177.
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Репринтное издание. М., 1989. Т.2. Ч. 1. Стб. 695.
Толстой М.В. История Русской Церкви. М., 1991. С. 247. Прим. 16.
Православные русские обители. Репринтное издание. С. 223.
Назаров Д.В. Александровская Слобода в истории Российского государства XVI в // Александровская Слобода. Материалы научно-практической конференции. Владимир, 1995. С. 7-17.
Перечисление царских и патриарших земельных вкладов в монастыри патр. Никона. См.: Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. VII. С 133-135.
Иван Шушерин. Известие о рождении и воспитании и житиии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси. Цит. по изданию: Патриарх Никон – Протопоп Аввакум. М., 1997. С. 36.
Там же.
Вопрос о времени появления в Кийском монастыре изображений царя и патриарха требует отдельного исследования, однако, связь с царским заказом (возможно, Федора Алексеевича), очевидна.
Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.).М., 1998.
Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. Т. 2. С. 306.
Срезневский И.И. Материалы. Т. 1.Ч. 1. Стб. 132.
Сказание о Мамаевом побоище //ПЛДР. XIV- сер.XV века. М.,С. 146.
Об этом случае повествует, например, сказание, помещенное в сборнике «Рай мысленный», изданном патриархом Никоном в 1659 году в Иверском Валдайском монастыре. См.: Рай мысленный. Иверский монастырь. 1659.
Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996. 1,7-8. С. 71.
Там же. 1, 7-8. С. 71-74.
Никифор Вриенний. Исторические записки. 4, 27.
Анна Комнина. Алексиада. 13, 12. С. 371.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 2. Период Македонской династии (867-1057). М., 1997. С. 264.
Анна Комнина. Алексиада. 2,5. С. 101.
Дж.Дж. Фрезер. Золотая ветвь. М., 1985. Он же. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989, Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1987.
М. Элиаде. Очерки сравнительного религиаведения. М., 1999. И др.
Такой позиции придерживались не только авторы, выполнявшие в советское время атеистические «спецзаказы» (напр. Носова Г.А. Язычество в православии), но и такие известные исследователи как академик Б.А. Рыбаков. См. напр.: Язычество Древней Руси. М., 1992.
Прежде всего здесь следует назвать работы Б. А. Иванова, В.П. Топоркова и других исследователей.
Иногда попытки интерпретации элементов христианской традиции с позиции христианского вероучения, не основанные на предании Церкви, приводят к необоснованным и некорректным выводам. Напр. , Ерофеева Н.Н. О подоплеке ветхозаветного пасхального жертвоприношения в сюжете Распятия Христа//Библия в культуре и искусстве. Сб. ст. М., 1989. С. 55.
Успенский Л.А. Богословские иконы Православной Церкви. Репринтное издание. М., 1989. С.55
Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. М., 2000.
Трайдингер О. Восточноримская имперская идея и ее развитие в придворном церемониале. Дармштадт, 1956. (на нем. яз.).
Свят. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 4. С. 304.
Евфимий Зигабен. Толковая псалтирь. Киев, 1882. . 223.
Архим. Антоний. О правилах Тихония и их значения для современной экзегетики. М,, 1891. С. 4-9.
Тихоний Африканец. Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св. Писания. М., 1891. С. 33-36.
Там же. С. 126.
Грабар А.Н. Указ. соч. С. 16.
Р. Краутхаймер. Три христианские столицы (главы из книги)//Сакральная топография средневекового города. М. 1891. С. 33-36.
Преп. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад. 1890. Т. 2. С. 392-395.
Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Репринтное издание. М.-Ростов/lДон. 1992. С. 286.
Свят. Григорий Палама. Беседы. М., 1993. Ч. 1. С. 105.
Блаж. Августин. О граде Божием. М., 1994. 16, 38. Т.3. С. 208-209.
Обычай возлияния елея на камень в древнейших религиях был подробно рассмотрен еще Дж. Дж. Фрезером, указавшим на его широкую распространенность среди народов всего мира. Фрезер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989.
Требник Петра Могилы. Киев. 1647. Чин на основание церкви. С 52-69. Чин на протяжение истории своего существования получал различные вариации, сущность обряда же всегда оставалась неизменной.
Блаженный Симеон Солунский. Разговор о священнодействиях и таинствах церковных//Писания отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб 1856. С. 151.
Блаж. Симеон Солунский. Указ. соч. С.157.
Наиболее полное освещение библиографии по данному вопросу см.: Успенский Б.А. Царь и патриарх. М.,1998. С. 114-135.
Блаж. Симеон Солунский. Указ. соч. С. 198-199.
Блаж. Феодорит Кирский. Творения. Ч.5. Сергиев Посад. 1907. С. 82.
Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 8. М., 1853. С. 196.
В эпоху средневековья символике камня всегда придавалось большое значение. На Руси, например, уже в Изборнике Святослава 1073 года была помещена статья о символике и действии драгоценных камней, упомянутых при описании первосвященнического наперсника Макеева И.И. История названия драгоценных камней в русском языке ХI-XVII веков. Автореферат канд. дисс., М., 1986
Приходько Е.В. Двойное сокровище. М., 1999. С. 197.
Евфимий Зигабен. Толковая псалтирь С. 124.
Корона - от лат. венок, лавровый венок победителя, божества, обладающего бессмертием.
Венгрия. Будапешт. Национальный музей.
Евфимий Зигабен. Толковая псалтирь. С. 124.
Свят. Андрей Кесарийский. Апокалипсис. Джорданвиль, 1992, С. 104-105.
Там же. С.42-43.
Например, знаменитый Стоунхендж или Тиуновское святилище в Вологодской области.
Фрезер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. С. 280.
Муравьев А.П. Русская Фиваида на Севере. Репринтное издание, М., 1991. С.68.
Савваитов П. Дорожные заметки от Вологды до Устюга//Москвитянин. М., 1842. Т.4. № 8. С. 332. Интересно, что в советское время с устюжских камней были взяты пробы для подтверждения их метеоритного происхождения. Большинство анализов дали отрицательные результаты. Кринов Е.Л. Вестники Вселенной. М., 1963. С. 16.
Путеводитель по Святой Афонской горе. СПб., 1875. С. 81.
Цит. по: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение божественной литургии. Репринтное издание. М., 1993. С. 124. Интересно, что одно из талмудических преданий говорит о том, что двенадцать камней наперсника судного упали с неба из облака. (Олесницкий А.А. Мегалитические памятники Святой земли. СПб., 1895. С. 113).
Дмитриевский и. Указ. соч. С. 123.
Крест «светосиянен звездами» описывается в Хронографе и богослужебных текстах, в отличие от свидетельства Евсевия Памфила, который описывает два видения – дневное на небе в лучах солнца и явление Креста императору во сне.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments