Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Categories:

Царей держава



«ЦАРЕЙ ПОБОРНИКИ»

1.
Мотив змееборчества, получивший важное место в традициях царского культа, помогает понять причину особого почитания святых, прославлявшихся в качестве покровителей и помощников монарха, уже совершивших тот подвиг, который предстоит правителю.
В число упомянутого сонма святых входят мученики-змееборцы святые Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, Феодор Тирон; мученики, посрамившие своим подвигом нечестивых царей - св. Меркурий Кесарийский, св. Димитрий Солунский, святые Нестор и Лупп и другие из «воинства Небесного Царя», предводительствуемые архистратигом Михаилом.
Битва св. архангела Михаила с драконом описана св. евангелистом Иоанном Богословом в книге «Откровения»: «И бысть брань на небеси: Михаил и ангели его брань сотвориша со змием, и змий брася и ангели его. И не возмогоша и места не обретеся ктому на небеси. И вложен бысть змий великий, змий древний, нарицаемый диавол и сатана <...> и вложен бысть на землю и ангели его с ним низвержени быша» (Откр. 12,7-9).
Толкователи замечают, что в рассказе о битве архистратига Михаила со змеем повествуется не только о событиях, совершившихся прежде земной истории человечества. Видение знаменует и Крестные Страдания Христа. Св. Андрей Кесарийский пишет: «Это видение можно относить и к первому низвержению диавола из ангельского чина за гордость и зависть, и к поражению его Крестом Христовым, когда, по слову Господа, князь мира сего был осужден и лишен прежнего владычества» (Ин.12,31). Архистратиг Михаил и ангелы, не терпя его (сатаны) гордости и тщеславия, прежде всего справедливо изгнали его из своего общества, как подтверждает это Иезекииль: «Он был низвергнут херувимами из среды огненных камней» (Иез..28,16), то есть я думаю из среды чинов ангельских. <...> В пришествие же Христово подчиненные ему ангелы после искушения Христа снова погнушались им как обесчещенным рабом» 301 . Толкование отмечает непосредственную связь образа «змееборчества» архангела Михаила с Крестом Спасителя, называя также битву небесного воинства и сатаны «ниспадением диавола от Креста Христова» 302 . Говоря иначе, оружием сокрушения злых духов для небесного воинства становится Крест Спасителя.
Почитание архистратига Михаила является неотъемлемой частью христианского воинского культа, где св. архангел прославляется как предводитель и покровитель благочестивого воинства. До наших дней сохранилось, например, несколько знамен XVI-XVII с изображением архистратига Михаила. На Великом Стяге 1560 года Иоанна IV в центре полотнища в круге помещен образ Христа в короне на коне в окружени святых всадников и херувимов, а на откосе знамени изображен архангел Михаил на коне с крестом в левой руке, вдоль откоса - обнаженный меч 303 . Распространенный на знаменах сюжет - «Явление архангела Михаила Иисусу Навину перед битвой у Иерихона» например, известное «Знамя Сапеги») 304 .
Для русских государей архистратиг Михаил становится покровителем и великокняжеского рода. В 1333 году московский великий князь Иван Калита строит небольшой храм-усыпальницу в честь св. архангела 305 . Впоследствии перестроенная, она становится вплоть до XVIII века местом упокоения русских великих князей и царей.
Следует отметить важность почитания предков в царском культе. Даже в тех монархиях, где обычай родового преемства власти не имел силы обязательного закона, например, в Византийской империи, практически для любого правителя было важно родство (плотское или духовное) с его предшественником, не смотря на то, что власть, возможно, была узурпирована. По всей видимости, такое явление связано с представлениями о посмертном покровительстве предшественников новому монарху, поэтому неслучайным представляется и выбор посвящения усыпальницы царей.
Еще Евсевий Памфил, описывая создание импратором Константином Великим храма Св. Апостолов, задуманного как усыпальница, видит в посвящении церкви осознанное включение себя монархом в число учеников Спасителя, просветителей язычников светом Христовой веры. «Соорудив (в храме) двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников в честь и славу лика апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так, что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских <...> Рабу Своему Бог явил благоволение в том, что после его кончины <...> храмину преображенной его души, прославленную названием равноапостольной, сопричисленную народу Божьему, сподобил приснопоминания с апостолами» 306.
Впоследствии храм Св. Апостолов на многие века станет усыпальницей византийских императоров и лишь немногие из них решатся на изменение сложившейся традиции (как это сделали, например, Комнины). Погребение в императорской усыпальнице говорило о признании почившего законным монархом вне зависимости от родовой принадлежности и легитимности получения престола.
Преемство власти, по- видимому, могло осуществляться не только обрядом венчания. Важно было и упокоение в ряду помазанников Божиих. Неслучайно, турки, разорившие в 1453 году Константинополь, в первую очередь разрушили храм Св. Апостолов, поставив на её месте мечеть Фатих 307 .
Важность выбора места погребения стала причиной сооружения усыпальниц в святых местах и уподобление им погребальных комплексов. Достаточно вспомнить гробницы иерусалимских латинских королей, разместившиеся в переходах храма Гроба Господня 308 .
В Герооне Комнинов в 1180 году на гробницу императора Мануила I в качестве надгробной плиты была возложена драгоценная реликвия - камень, на который, по преданию, было положено тело Спасителя после снятия с Креста или «Камень Помазания» 309 . Сама усыпальница, еще по замыслу её основателя императора Иоанна, уподоблялась, как полагают исследователи, храму Гроба Господня 310 .
Посвящение русской великокняжеской усыпальницы св. архистратигу Михаилу было, видимо, частью замысла Ивана Калиты, основателя русской великокняжеской династии, по устройству единого архитектурного комплекса в Кремле нового политического центра 311 . По-видимому, династия московских князей обозначалась как род подражателей и наследников подвига св. архистратига-змееборца, поразившего ангела, изменившего Богу. Тем более неслучайным представляется изображение, начиная с эпохи Ивана Калиты, на княжеских и царских печатях конного всадника, поражающего змия.
Тема ратной помощи архангела Михаила становится одной из главных в программе росписей собора, созданных в 1565 году. Погребенные в храме князья, без сомнения, почитавшиеся русскими монархами как угодники Божии и святые - «царское колено» 312 , воспринимаются как соратники св.архистратига, вошедшие, подобно мученикам, в «воинство Небесного Царя». В пользу такого предположения говорит упоминавшийся факт посещения монархом перед военным походом Архангельского собора и совершение у гробов сродников молебна архангелу Михаилу и панихиды. Описание молитвы великого князя перед битвой находим уже в «Сказании о Мамаевом побоище»: «Князь же великий Дмитрей Ивановичь з братом своим с князем Владимиром Андреевичем пойде в церковь небесного воеводы архистратига Михаила и бьет челом святому образу его, и потом приступи к гробом православных князей, прародителей своих, и тако слезно рекуще: «Истиннии хранители, русскыа князи, православныа веры поборници, родителие наши! Аще имате дерзновение у Христа, то ныне помолитеся о нашем унынии, яко велико въстание ныне приключися нам, чадом вашим, и ныне подвизайтеся с нами». И се рек изыде из церкви» 313 .
Посвящение храма царской усыпальницы св. архистратигу не было только русским явлением. Император Иоанн Комнин построил родовой мавзолей - «Героон» в монастыре Пантократор и посвятил его архангелу Михаилу 314 . Видимо, как усыпальница задумывался сербским королем Стефаном Душаном (1331-1355) монастырь св. Архангелов - задужбина в Призрене 315 .
Второй кремлевский храм, посвященный архистратигу Михаилу - собор Чудова монастыря, освященный в честь воспоминания чуда архангела Михаила в Хонех, также имел связь с культом царского рода. Начиная с середины XVI века, сохранились известия о крещении в Чудове монастыре царских детей. «В 1554 году здесь был крещен царевич Иоанн, в 1557 году царевич Феодор и царевна Евдокия в присутствии царя Иоанна IV; патрирх Филарет Никитич крестил будущего царя Алексея Михайловича в 1629 году; в 1672 году патрирх Питирим - будущего Петра I. В 1818 году здесь совершено крещение императора Александра II» 316 .
Крещение в храме архангела Михаила на семантическом уровне сопоставимо с погребением в Архангельском соборе как вручение будущего царя-змееборца покровительству св. архангела и присоединение младенца роду избранников Божиих. Интересно отметить, что сказание о чуде в Хонех также включает мотив змееборчества. Четьи-минеи повествуют, что на месте источника и храма св. архистратига в Хонех в языческое время стояло древнее капище, в котором жила почитаемая идолопоклонниками ехидна, нередко вредившая окружающим селениям. Апостолы, пришедшие на проповедь в Иераполь «первее же вооружишася на ехидну, ей же безумнии чловецы приношаху жертвы, имеюще ю в бога, и тую молитвою убиша» 317 . Затем апостолы прорекли, что в скором времени на месте капища прославится источник архистратига Михаила.
Особое место среди святых покровителей царской династии получил великомученик Георгий Победоносец, особенно почитавшийся византийскими императорами. Его изображение было помещено на стене Большого Константинопольского дворца, его образ чеканили на монетах Комнинов и Палеологов 318 . Вслед за Византией почитание святого распространилось по всем христианским странам 319 . С чем же связано такое широкое развитие культа св. Георгия ? Исследователи указывают на воинское служение мученика и связанное с чудом св. Георгия о змие именование «Победоносец» как наиболее близкие царскому служению элементы 320 . Не случайно один из эпитетов тропаря великомученику - «царей поборниче» - подчеркивает особую помощь святого монархам.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments