Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Царей держава


ЛАБИРИНТ
1.
С образом Голгофы в традициях царского культа связан целый комплекс символов и обрядов, имеющих непосредственное отношение к христианским представлениям о сущности царского посвящения.
Священное Предание Церкви сохранило многочисленные подробности истории Крестных Страданий и Воскресения Спасителя, дополняющие евангельское повествование и позволяющие ответить на многие вопросы, возникающие у исследователя христианской культуры. Одним из таких апокрифических сказаний, прочно утвердившихся в системе церковных представлений об устройстве мира, стало предание о могиле Адама, находящейся в «центре мира» - в голгофской пещере под местом Распятия Господа Иисуса Христа.
По мнению историков и археологов, «христианская традиция связала Голгофу с могилой Адама не позже III века благодаря Оригену. После него легенда появляется у многих отцов Церкви <...> и устойчиво прослеживается с конца IV века» 199 . Примерно в то же время в иконографии появляется сцена «Воскрешение Адама», в которой Христос выводит праотца из ада 200 .
Пещера с главой Адама становится в средневековом искусстве неотъемлемой частью изображения Распятия. Нередко в качестве наглядного подтверждения искупления Спасителем человеческого рода в иконографии Крестных Страданий Господа появляется мотив истечения из ребра «нового Адама» крови и воды, капающих на главу «ветхого Адама» и тем самым омывающих первородный грех.
По всей видимости, с пещерой погребения Адама были связаны представления о входе в ад и о месте нахождения ада 201 , которые, как кажется, отразились в поздней иконографии (XV-XVII вв.) «Сошествия во ад» пространного извода. В центральной части такой композиции представлена обычно сцена выведения праведников из гробниц пещеры-подземелья, а в верхней части на уровне «горизонта» над Христом помещен стоящий на горе и поддерживаемый ангелами Голгофский крест 202 . На иконе « Распятие и Сошествие во ад» 1668 года из собрания ГТГ 203 такое сближение читается наиболее ярко - пещера Гроба Господня и гроба Адама соединяются здесь в одно подземное пространство, из которого Спаситель выводит праотцев.
Таким образом, с местом голгофского погребения Адама связывается, по-видимому, представление о пещере, как о месте, где совершилось искупление и спасение человеческого рода, за которым должно последовать пребывание в раю. «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же на престоле, и с разбойником был еси, Христе», - говорится в одном из пасхальных песнопений.
Вообще, пещера в дохристианском мире наделяется практически у всех народов сакральной семантикой. В иудейской традиции пещера как место погребения связывалась с миром усопших предков и ритуальной нечистотой; в языческих культах пещера нередко - святилище, место таинственного обитания божества, являющее в окружающий мир его присутствие. В пещере-храме мог находиться и «центр мира» (например, «омфал»- «пуп земли», камень, почитавшийся в Дельфийском пещерном святилище) 204 , что указывает на нередкое отождествление священного камня и каменной пещеры.
Символически с посещением пещеры в языческих культах и иудейской традиции связывается переход от реального мира к сакральному, потустороннему миру, царству мертвых. Выход из такой гробницы или святилища означает новое рождение, обновление, посвящение, получение особых качеств, инициацию.
Символика умирания-обновления лежит в основе практически всех обрядов инициации, которые, следуя терминологии А.ван Геннепа, можно назвать «обрядами перехода» 205 . Обряд инициации или посвящения служит целью сообщения человеку особых способностей, выделяющих его среди других людей в различных областях жизни. Особенно важен ритуал инициации для получения харизмы власти, и обряды, связанные со смертью и возрождением, призванные выделить или отделить человека от его среды, становятся неотъемлемой частью посвящения.
Так, в Египте, с целью обновления и восстановления сил фараона проводился обряд хеб-сед (ритуальное ложное убийство и возрождение правителя). В Вавилонским царстве близкое значение имел обряд ежегодного «переизбрания» царя и прохождения им церемонии нового посвящения 206 . Такие обряды, по мнению исследователей, являлись не только «инсценировкой» мифа (например, о египетском Осирисе), но и отголоском древнего языческого обычая реального убийства или принесения в жертву старого царя.
Ученые этнографы и фольклористы показали, что связь между некоторыми сюжетами мифологических сказаний о протоистории государственности и составляющими обряда посвящения монарха характерна практически для всех государственных образований древней мировой цивилизации 207 . Одним из таких «многонациональных» образов становится повествование о странствовании героя, попадающего под землю и проходящего ряд сложных испытаний. Он убивает подземное чудовище (или существо, связанное с хтонической символикой) и становится царем. Наиболее характерной легендой такого типа можно считать греческий миф о Минотавре.
Согласно древним авторам, на острове Крит знаменитый архитектор Дедал построил лабиринт - сложное в плане подземное сооружение с запутанной системой ходов. В него был помещен рожденный женой критского царя Миноса Пасифаей чудовищный человекобык. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе четырнадцати юношей и девушек, предназначенных на съедение Минотавру. Спустившись в лабиринт, Тесей убил чудовище и, с помощью нити, данной ему царской дочерью Ариадной, выбрался из лабиринта 208 .
Исследователи сюжета о Минотавре считают, что его происхождение (а равно как и семантически близких сюжетов, встречающихся у народов всего мира) возможно связать с символикой царской власти, обрядами посвящения и наследования харизмы царствования 209 . По-видимому, миф отражает отголоски архаических обрядов или традиций обычного права в вопросах передачи власти.
Образ лабиринта - системы запутанных ходов иррационального сакрального культового сооружения - получает распространение на Крите. В античное время Кносский дворец считался остатками лабиринта из мифа, а стилизованный «лабиринт» помещался на критских монетах как официальный знак острова. В то же время с символикой инициации были связаны и военно-спортивные игры в Древней Греции («людус Тройэ», «Троянская игра», «Троянский замок») 210 .
Из античности образ лабиринта перешел и в средневековую Европу. Его изображение обычно помещалось на стенах и мозаичных полах храмов как символический путь души христианина. Такие изображения известны в знаменитых готических соборах Шартра, Реймса, Амьена и других городов 211 .
Лабиринт служил неотъемлемым атрибутом инициации у многих первобытных народов. Подобные сооружения известны в Австралии и на территории Скандинавии и Русского Поморья 212 . Лабиринтообразный орнамент встречается на изделиях различных этнических групп Дагестана, Средней Азии, Скандинавии, России и других регионов 213 . При огромной широте распространения мотива, варианты его истолкования до сих пор вызывают дискуссии, однако, сакральная семантика лабиринта как «преодоления пути», отделенности, нового рождения очевидна 214 .
Происхождение наименования мифического подземелья «лабиринт» этимологически связывается с «лабрисом»- двухлезвийным топором, необходимым атрибутом критского хтонического культа Зевса 215 . Лабрис - древнейший символ Зевса, божества-громовержца, «магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила» 216 . По всей вероятности, лабрис служил знаком царской власти, а Зевс Лабрандский - божеством-покровителем царя. Бык Минотавр, культ которого процветал на Крите и жрецом которого был критский правитель, прославлялся как одна из персонификаций или «ипостасей» Зевса Критского.
Мотив лабриса сохранился и в Риме, а впоследствии и в имперской культуре Нового времени в качестве одного из военных атрибутов (аллегорическое значение имеет лабрис в декоративном украшении решетки мемориальной части Александровского сада у стен Московского Кремля).
В римской мифологии Зевсу-громовержцу, покровителю царя, соответствовал Юпитер Капитолийский, ставший патроном римского государства, божеством его власти и мощи. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что привело впоследствии к отождествлению Юпитера и гения Августа. Обычай триумфа императора представлял последнего как воплощение Юпитера Победителя. В этот день полководец « в одежде и с инсигниями Юпитера, с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам лавровый венок» 217 . Атрибутами Юпитера были щит (эгида), скипетр, а иногда молот.
Громовержец-покровитель монарха появляется и в славянской мифологии. Перкунас или Перун - божество грозы, после языческой «реформы» 980 года князя Владимира становится во главе нового пантеона и признается личным покровителем князя. Б.А.Рыбаков называет Перуна «русским Зевсом» и отмечает его роль как «бога княжеско-дружинных верхов, прямо связанного с рождением государственности» 218 .
Подобно Юпитеру Капитолийскому, в жертву Перуну приносили оружие, а культовым атрибутом, как и у Зевса Критского, служил топор или молот. Местом обитания Перуна, Зевса или Юпитера обычно считалась гора, на горах располагались и их капища.
По мнению религиоведов, образ горы непосредственно связан с символикой пещеры - гора содержит пещеру или пещера служит входом в священную гору. Нередко в язычестве культ пещеры связан с культом горы, чем и объясняется, например, одновременное почитание Зевса и в лабиринте, и на вершине Олимпа 219 .
У древних историков (Геродот, Страбон и др.) термин «лабиринт» употребляется не только по отношению к Кносскому дворцу, но используется обычно при описании сложных в плане построек сакрального назначения - храма, царского дворца или усыпальницы 220 . В русской народной традиции в значении «лабиринт», то есть что-либо запутанное, сложное, извилистое, использовалось слово «вавилон». Вавилонами назывались и «запутано криволинейный орнамент», и «большие погреба, вырытые ходами в буграх (холмах)» 221 ; так же обозначались на Севере и знаменитые соловецкие лабиринты 222 .
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments