Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Царей держава


Камень, на котором молился Христос

КРЕСТ И КАМЕНЬ

2.
Каким же образом по учению св. отцов происходит воссоединение в Церкви отпавших от Бога частиц мироздания? Преп. Ефрем Сирин говорит: «Крест от запада и севера и моря и востока, собрав народы в единую Церковь, связал их любовью». 132 Св. Иоанн Дамаскин добавляет, что силой Св. Креста объединяется не только Церковь, но и весь мир: «Подобно тому, как четыре конца Креста с помощью середины, центра, твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство силы Божией <...> вся как видимая, так и невидимая тварь».133
Свят. Григорий Палама подчеркивает невозможность спасения вне силы Креста: «Если бы не было силы Креста, никто никогда не возмог бы примириться с Богом». 134
Святоотеческое учение о Кресте стало не только главной составляющей новых христианских принципов организации окружающего пространства, но и основой изменений, происшедших в императорском культе.
Приведенные выше библейские примеры истолкования символики камня - Камень-Христос (Деян.4,11 и др.) и камень-человек (1 Пет. 2, 4-8) показывают, что образ получает противоположные по смыслу значения - носителя Духа Божия или противного духа. Камень одушевляется, либо становится посредником между сакральным миром и человеком.
Примеры такого рода можно найти и в исторических книгах Ветхого Завета, и в их толкованиях отцами Церкви. Вспомним повествование о сне праотца Иакова и видении им таинственной лестницы, после которого патриарх совершил возлияние елея на камень, бывший его изголовьем и назвал его «Вефилем», то есть «домом Божиим» (Быт.28,18). Блаж. Августин, комментируя слова Священного Писания, пишет: «Иаков возлил елей на камень не по обычаю идолопоклонническому, как бы делая камень богом; ибо он не поклонился этому камню и не принес ему жертвоприношения, но как имя Христа от хрисмы, то есть помазания, то без всякого сомнения здесь прообразовано нечто, относящееся к великому таинству» 135 .
Ветхозаветное событие, исторический пример первобытного обряда богопочитания 136 получает в истолковании христианских авторов, знавших о широком распространении описанного в книге Бытия обряда среди языческих народов, прообразовательное значение. Исполнение праотцем Иаковом древнейшего ритуала понимается святоотеческой традицией как должное поклонение истинному Богу, в отличие от обрядов почитания камней, совершавшихся израильским народом, постоянно обличаемым за идолопоклонство пророками, обрядов, формально близких, но сущностно противоположных (Иов.5,23; Ис.57,6 и др.).
Прообразовательное по отношению к Новозаветной Церкви помазание камня становится важным элементом христианской обрядности и получает новое символическое содержание.
Помазание миром получает в таинстве Крещения каждый человек, становясь членом Церкви, «камнем живым» «дома духовного» (1Пет. 2,5).
В чине закладки храма ритуал, совершенный праотцем Иаковом, повторяется наиболее точно. На четырехугольный камень, полагаемый в основание храма, возливается елей с воспоминанием в молитве на освящение и в паремии событий из книги Бытия (Быт. 28,18). 137 Камень-Христос таинственно полагается в основание Церкви. Во время освящения храма архиерей совершает по словам свят.Симеона Солунского, «действия, напоминающие обряды крещения. Так как трапеза изображает Иисуса, называемого Камнем Жизни и Камнем краеугольным: посему она принимает и крещение». 138 После омовения престола водой он помазывается крестообразно миром, ибо « так как миро излиянное - имя Христу Богу нашему, то трапеза, являющая Его погребенным на ней помазывается миром».139 То есть престол в храме знаменует и Христа, и Гроб Господень, сделанный из камня.
Возлияние мира стало в христианской практике и составляющей чина венчания на царство в Западной Европе, Византии и ни Руси. Чин помазания имел сложную историческую судьбу.140 Поэтому, не затрагивая вопроса о действительной исторической последовательности распространения обряда, отметим, что эпитеты «помазанник» и «помазание» по отношению к монарху известны в империи уже в ранневизантийский период. Духовным прообразом христианским правителям служило библейское сказание о помазании царей Израиля.
О символическом значении царского помазания свят. Симеон Солунский говорит следующее: «Запечатлеваясь миром, печатью и помазанием Сущего Царя всех, царь облекается силою, поставляется во образ Его [Христа] на земле. Посему <...> крестообразно возливает [иерарх] на главу его миро, показывая тем, что Сам Христос помазует его, что Победивший Крестом уготовляет и в нем победителя». 141
Подобно Камню-Христу в Священном Писании встречается и образ камня-царя. В толковании на слова пророка Захарии «зане камень, его же дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть» (Зах.3,9), блаж. Феодорит Киррский замечает, что «пророчество это относится и к роду царскому и Зоровавеля [ потомка царя Давида ]. Камнем же называет пророк Зоровавеля по его твердости и неодолимости. А сверх того Зоровавель был образом Владыки Христа» 142 . Преп. Ефрем Сирин дополняет, что в пророчестве говорится не только об отдельной личности. «Камнем называет пророк царское достоинство, камень дан пред лицем Иисусовым в таком же смысле, в каком царское достоинство дано пред лицем Самуиловым» 143 .
С образом камня и помазания неразрывно связан такой необходимый атрибут власти как венец - корона. Помазание служило знаком получения харизмы правления, - корона стала символом её присутствия. Драгоценные камни стали не только украшением, но подобно ветхозаветному первосвященническому наперснику судному (Исх.28,15), содержавшему двенадцать камней с надписанием имен колен Израилевых, имели определенное значение в системе средневековых представлений об устройстве мира 144 .
«Само слово «корона, крона», как видно из его этимологии (так же как и «венец, венок») происходит от обычая древних увенчивать героев, ораторов и победителей лавровой ветвью. Лавр – священное дерево Аполлона и Зевса, обладал по языческим верованиям, очистительными свойствами и связан с пророческим даром, из него часто делали амулеты, а те, кто хотели увидеть вещий сон, должны были < …> положить под голову лавровую ветвь» 145 .
Интересно сделать этимологическое сравнение между древним обычаем возложения лаврового венка на главу триумфатора и происходящим от него коронованием монархов и обычаем украшения царских венцов или диадем драгоценными камнями, а также составлением мозаичных узоров и камнепостланием царских мест, востекающим, по-видимому, к общему лексическому источнику – лавра (греч. – многолюдный, многошумный).
О том, что камням царского венца придавалось сакральное значение, говорит один из святоотеческих комментариев на слова Псалтири: «Положил еси (Бог) на главу его (царя) венец от камене честна» (Пс. 20, 4). «Это слово прилично Давиду, который, победив аммонитян, взял венец царя их Мелхома (2 Цар. 12), который по словам св. Кирилла, был идол аммонитян. Вынув из венца сего один драгоценный камень, он вделал его в собственный венец свой». 146
Семантически корона-венец, будучи сакральным предметом, связывается со святостью её обладателя. 147 Часто на императорских и царских венцах появлялось изображение святых, предстоящих в молении ко Христу, сидящему на престоле, и самого императора (например, знаменитая корона св. Стефана XI века).148 Изображения святых чередуются со вставками драгоценных камней, образуя один смысловой ряд. Драгоценные камни становятся знаком святых и в царской диадеме, увенчанной крестом, где могут символизировать Церковь, подобно тому, как «ученики Христовы, - по словам блаж. Феодорита Киррского, будучи драгоценные камни по добродетели, сплетая из себя венец <...> возложены на главу Христу» 149 .
Драгоценные камни и камень вообще коррелируют здесь с образом звезды и небесных светил. «И знамение велие явися на небеси - жена облечена в солнце, и луна под ногама ея. И на главе ея венец от звезд двоюнадесяте» (Откр. 12,1). Св. отцы согласно толкуют образ жены из Откровения св.Иоанна Богослова как Церковь, венец на её главе - собор апостолов и их учение 150 .
В образе звезды в христианской житийной и богослужебной литературе предстают не только апостолы и святые, но и Христос, а также нередко именование звезды получают и падшие духи. Рассуждая о том, кого же называет Священное Писание денницей, свят.Андрей Кесарийский говорит: « Звездою утреннею называет или того, о ком возвещает пророк Исайя: “Како спаде с неба денница, восходящая заутра” (Ис.14,12), и обещает, сокрушив её, положить под ноги верных (Лк.10,18-19; Пс.90), или же Денницу, упоминаемую блаж.Петром, сияющую ясно в сердцах верующих ( 2 Пет.1,19). Денницами также называются Иоанн Креститель и Илия Фесвитянин. В том, что одним и тем же именем называются противоположные друг другу, нет ничего удивительного. Мы знаем, что в Священном Писании под одним именем, толкуемом в разных смыслах, разумеется и Христос, и дьявол». 151
Еще в дохристианском мире почитание небесных светил было основой практически всех политеистических религий. Одной из необходимых составляющих культа было поклонение камням, которые зачастую располагались в определенной связи с движением звезд и созвездий.152 Предметом особого почитания в язычестве служили метеориты, которые считались упавшими остывшими звездами. Как отмечали некоторые исследователи, имя «Вефиль», которым патриарх Иаков назвал камень на месте своего прообразовательного сна, было заимствовано греками и финикийцами для обозначения упавших метеоритов, которым они поклонялись и возливали на них елей. 153
Почитание метеоритов, но не самостоятельно, а в связи с каким-либо проявлением Божиего Промысла, известно и в христианской культуре. Вспомним известные события из жития блаженного Прокопия Устюжского. Святой молитвой отвел от города метеоритный дождь, камни упали недалеко от города, в соседнем лесу. По свидетельству А.Н. Муравьева, до революции в Великом Устюге в ограде храма святого Прокопия Устюжского на пьедестале лежал камень из той самой метеоритной тучи.154 Лес, над которым по преданию прошел метеоритный дождь, был в XIX столетии местом паломничества. Путешественники рассказывали, что крестьяне с особым благоговением относились как к заповедной местности, так и к самим камням, рассказывая назидательные истории о наказании за непочтительное употребление метеоритных камней. «Надо беречь Божью милость», - повторяли они. 155
Согласно языческим представлениям (в особенности в ассиро-вавилонских и финикийских культах) с душой человека связывалась как определенная звезда, так и поклонный камень. Семантическая связь между человеком, местом (камнем) и звездой можно неоднократно увидеть и в христианских патериковых и житийных повествованиях. Так, например, согласно афонскому преданию, монастырь Симонопетр (то есть «скала Симона») был основан в XIII веке отшельником Симоном. «Неоднократное явление ярко светившейся звезды над скалою, с трех сторон объятой глубокой пропастью, побудило св. отшельника воздвигнуть на ней обитель и престол её посвятить в память вифлеемской звезды Рождеству Христову». 156 Звезда, стоявшая над камнем, стала знаком особого Божиего попечения о святом месте.
Представления о связи камней и небесных светил, не имеющие характера поклонения, были присущи и поздней иудейской культуре. Иосиф Флавий, рассказывая о символике одежд первосвященника, пишет, что два камня, употреблявшиеся вместо застежек ризы первосвященника, на которых были начертаны имена двенадцати колен Израилевых, «представляют солнце и луну; через двенадцать камней наперсника можно разуметь или двенадцать месяцев, или число небесных знаков, которых круг именуют греки зодиаком».157
В новозаветной обрядности, по словам толкователей, первосвященническому наперснику соответствует омофор архиерея. Получили замену и камни наперсника. «Вместо камней на омофоре, - пишет комментатор, - изображаются кресты, как многоценное знамение всего христианского племени». 158 Крест в данном случае выступает заменой древних символов израильских колен, как знак нового народа Божия - христиан. Постепенно знак Христа появляется на коронах и диадемах христианских императоров и царей (например, алмазная шапка Петра I или корона Анны Иоанновны), где самоцвет под крестом символизирует гору Голгофу, на которой утверждается Знамя Победы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments