Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Categories:

Царей держава



ЦАРСКАЯ СТАВРОПИГИЯ

1.
В связи с рассмотрением различных аспектов образа Креста и Страстей Христовых в царском культе, необходимо обратиться к вопросу о так называемых «крестовых церквях» или «крестовых палатах».
Обычно под термином «крестовая церковь» понимается домовая церковь в архиерейских или царских палатах, а также, любая домовая церковь вообще. В этом смысле, по мнению архиепископа Вениамина, автора «Новой Скрижали»,73 выражение «крестовая церковь» и происходящее от него «кресты править» имеют то же значение, что и греческое «ставропигия» (крестоводружение) « как по имени, так и по существу дела <....> Ставропигии же суть церкви и монастыри, которые, находясь в области местных архиереев, изъяты из их власти патриархами и усвоены власти патриаршей безо всякого участия местных архиереев в делах правления». 74 Знаком учреждения ставропигии становится обычно крест, присланный патриархом, водруженный за алтарем храма или на воротах монастыря.
Учреждение патриаршей ставропигии подразумевает изменение подчинения клира храма или монастыря, его обособленность, выделенность по сравнению с другими церквями епархии. Более того, особое каноническое положение ставропигии позволяет вносить изменения в чин богослужения. Таким правом «править кресты» пользовались и владельцы домовых церквей. Как отмечает архиеп. Вениамин, «выражение “кресты править” - значит править ставропигию, то есть отправлять где бы то ни было, в особенном частном доме не взирая на устав, причем хозяин дома по своей воле располагает и назначает как время богослужения, так и состав оного, прибавляя или сокращая моления, чего в общих церквях никаким образом делать не дозволяется». 75
Священники и клирики, служившие в домовых церквях, также упоминаются обычно в допетровских документах как «крестовые». 76 «Крестовыми» людьми назывались и слуги, входившие в штат патриарха или архиерея.
Крестовая или моленная палата русских царей, предназначавшаяся для совершения утренних и вечерних молитв, часов, всенощных бдений, а иногда и литургий, содержала большое количество родовых икон, крестов, мощей и других святынь. Некоторые реликвии могли быть приносимы в Крестовую по желанию государя из других кремлевских храмов, 77 однако, Крестовая палата не имела общегосударственного значения, а предназначалась для частных молитв и дворцового обихода.
Домовые церкви монархов известны по всем христианскому миру. Первая из известных «крестовых», если не по названию, то по существу, находилась во дворце императора Константина Великого, и, возможно, функционально была близка уже упоминавшейся военной палатке, посвященной Кресту (ее аналог в мирное время).
Евсевий так описывает молельню императора: «В самых чертогах своих он устроил род церкви Божией и личным усердием подавал пример вступавшим в нее. Он брал священные книги и размышлял о богодухновенных истинах, потом со всем своим двором совершал постановленные законом молитвословия». 78 В дальнейшем рассказе можно усмотреть и выбор Константином «крестовых» священнослужителей. В действиях василевса не было бы ничего удивительного, если бы не было известно, что и устроение домовой церкви, и выбор священников, и «совершение постановленных законом молитвословий», совершались императором, еще не принявшим Св. Крещения. «Приличным для молитвы днем, - продолжает Евсевий,- положил он почитать день воскресный. Дьяконами и служителями Божиими назначив людей, украшавшихся непорочностью жизни <...> вверил он им хранение всего дома». 79
В Византийской империи были известны не только царские домовые церкви со своими особыми установившимися обычаями и обрядами,80 но и подобно патриаршим ставропигиям - царские монастыри. Одним из таких императорских церковных владений стала святая гора Афон. Особым правом василевсов начиная с Х века (со времени поселения на св. горе Афанасия Афонского, близкого к царскому двору, и постройки там св. лавры) было назначение и утверждение афонского прота - главы и единоличного правителя афонских монастырей вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году. 81 Обряд инвеституры совершался в Константинополе, посох вручал сам василевс. Привилегия неподчинения местному епископу и даже патриарху, возможность обращения непосредственно к царскому суду подтверждалась многими императорами и была отменена лишь в 1313 году Андроником Палеологом, который передал Афон в управление патриарха. 82 Так, в «Узаконении» Алексея Комнина 1095 года говорится: «Узаконяем и мы <...> быть св. горе свободной <...> поминать царей и о всем мире молиться <...>Так как предшественники наши не подчиняли ее никакому епископу, то не подчиняем и мы <...> но как наши предки рукополагали, так и мы рукополагаем одну главу и одного владыку-прота». 83
В многочисленных афонских документах часто встречаются выражения «царская лавра» () по отношению к различным монастырям св. горы. Михаил Палеолог называл лавру св. Афанасия «селением его царского величества» и подтверждал право игумена обращаться за судом непосредственно к императору. 84 Следует отметить, что среди афонских монастырей некоторые находились под покровительством не только василевса, но и правителей других православных держав. Так, о Хиландарском монастыре имели особое попечение сербские короли (эта обитель была основана святыми Саввой и Стефаном Сербскими); ктиторами Иверского монастыря были представители грузинской царской династии Багратидов. В то же время византийский император считался единоличным владельцем и ктитором всей св. горы. В моменты политического ослабления империи, покровительство над Афоном переходило к болгарским и сербским королям, и позднее, к русскому царю. 85 Так, сербский царь Стефан Душан, завоевавший около 1345 года Афон и прилегающие земли, в 1347-1348 годах побывал вместе со своей семьей на св. горе в качестве паломника. Предание сербского Хиландарского монастыря, записанное епископом Порфирием Успенским, рассказывает, что царь на коне «взъехал на самое темя горы и тут водрузил свое знамя, которое и поныне показывается богомольцам в Хиландаре». 86 Факт этот, независимо от его исторической достоверности, представляет тем больший интерес, что, как известно, незадолго до посещения Афона Стефан Душан принял титул василевса Византийской империи (около 1346 года). 87 Можно ли считать водружение королевского знамени, которое, как было показано выше, принимает в христианской практике царского культа символическое значение Креста, «царской ставропигией»? Ответ на этот вопрос может быть получен только путем дальнейшего раскрытия и уяснения самого понятия ставропигии на конкретных исторических и иконографических примерах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments