Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Category:

Царей держава



Император Константин

ПАМЯТНИКИ И ОБРАЗЫ

1.
Реликвии Креста и Страстей Христовых получили важное значение в церковном освящении государственной власти. Как известно, Крест со времени принятия христианства императором Константином Великим становится главным символом не только Церкви, но и государства. Уже с конца IV- начала V века изображения Креста широко распространяются в церковной среде и на предметах официального характера. Крест изображается на консульских диптихах, а со времен императора Валента на византийских монетах. Крест на императорских изображениях появляется еще при Константине Великом, который “возвестил всем людям о спасительном знамени посредством великого писания и столпов, а именно среди царственного города воздвиг против врагов этот священный символ и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель Римской земли и всего царства. Когда же на самом людном месте поставили статую, он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения” 4 . Лев I заменяет традиционный, увенчанный орлом, консульский жезл на крест с длинным древком 5 . Иконографические примеры можно продолжать.
Сохранившиеся памятники и исторические факты говорят об особом почитании Креста, как в общегосударственных политических ритуалах средневековых монархий, так и в традициях личного благочестия их правителей. Примеры такого рода можно найти практически во всех христианских странах Востока и Европы от Византии и стран Византийского содружества, а затем и Русского царства до средневековых государств Западной Европы. В каждую эпоху и в разных странах в обрядах, связанных с прославлением Креста и поклонением ему, появляются свои особенности, обусловленные различием культур и другими факторами, однако в основе своей такое “ устойчивое” всеобщее почитание Страстей Христовых и Креста имеет единый источник.
Особое место реликвий Св.Креста и Страстей обусловлено, как представляется, не только общехристианским почитанием этих важнейших для всего церковного мира святынь, и стремление многих монархов к обладанию реликвиями может быть связано не только с тем, что приобретение, получение или хранение святыни должно было увеличивать в глазах окружающих авторитет ее владельца.
В императорской и царской символике и обрядности (совокупность которых в дальнейшем будет называться соответственно императорским или царским культом вне зависимости от того, о какой эпохе идет речь - христианской или дохристианской) особая роль Креста связана прежде всего с древнейшими представлениями о сакральном характере власти. Правитель-христианин, поклоняясь Кресту, получал от него особую благодать-харизму помощи в управлении государством и борьбе с внутренними и внешними врагами Церкви и страны.
В почитании Креста любой монарх старался подражать сам и был уподобляем своими современниками римскому императору Константину Великому, для которого видение Креста и помещение его на царском знамени стало знаком победы над врагами и повлияло на изменение государственной религии.
Придворный историк Константина кесарийский епископ Евсевий Памфил так описывает это событие: «Однажды в полуденные часы дня, когда солнце стало уже склоняться к западу, - говорил василевс, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью: ”Сим побеждай!” ( ). Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Константин находился однако же в недоумении и говорил сам себе: ”Что бы значило такое явление?” Но между тем, как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. Встав вместе с наступлением дня, Константин поведал друзьям свою тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал в подражание ему сделать такое же из золота и драгоценных камней. Этим-то спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался василевс для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобное ему» 6 . Во время правления императора Константина его матерью Еленой, согласно повествованиям древних историков Церкви, в Палестине при работах по сооружению храма на месте Страданий и Воскресения Христа было обретено Древо Животворящего Креста 7 . Это событие послужило поводом к установлению празднования Воздвижения Честнаго Креста 8 . Часть Животворящего Древа еще в IV веке вместе со св. гвоздями попала в Константинополь, который стал вторым после Иерусалима городом, хранившим большую часть Св. Древа 9 .
Согласно преданию, найденные вместе с Крестом Христовым гвозди были включены императором Константином в число личных святынь - один из гвоздей был вкован в диадему (об этом пишет свят. Амвросий Медиоланский)10 , другой, как сообщают позднейшие источники, был вделан в уздечку коня 11 . Третий гвоздь был помещен в императорскую сокровищницу 12 . В эпоху Средневековья мы опять встречаем св. гвозди в числе царских реликвий, но уже в других странах. Так, известно, что в VIII веке ломбардская королева Теоделинда поместила полученную ею от папы «корону с гвоздем, одним из тех, которым был прикреплен ко Кресту Спаситель, в устроенной ею церкви в Монца. В этой церкви есть барельеф, изображающий как королева подносит реликвию св. Иоанну Предтече» 13 .
Один из гвоздей хранился до революции 14 в Успенском соборе Московского Кремля. Принесенный, по замечанию И.М.Снегирева «в 1686 году из Грузии в Россию царем Арчилом Вахтанговичем, до 1715 года он хранился в домовой его церкви. Когда же по просьбе брата своего Георгия, Арчил хотел послать сию святыню в Грузию, где свирепствовало моровое поветрие: тогда она остановлена была в Казани губернатором, который донес об этом Петру I. Государь повелел удержать ее и препроводить в Москву для хранения в Успенском соборе» 15 . В Грузии появление самой святыни летописи относили к IV веку - правлению первого христианского царя Мириана, по просьбе которого св. гвоздь вместе с частицей Св. Древа был получен от византийского императора 16 и помещен в храмах Манглиси и Эрушети 17 .
Вообще, по замечаниям некоторых исследователей, частицы Св. Древа, по-видимому, находились в личной собственности византийского императора. Эти святыни хранились в одной из дворцовых часовен, и особым преимуществом императора было право пожертвования или пожалования частиц Животворящего Древа 18 . Чаще всего реликвии Св. Креста входили в состав дипломатических даров главам других христианских государств и, возможно, служили символом признания приоритета византийского императора 19 .
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments