Андрей Алексеевич Щедрин (rosh_mosoh) wrote,
Андрей Алексеевич Щедрин
rosh_mosoh

Category:

Царей держава


Витторе Карпаччо. 1502-1507. Св. Георгий убивает змея

ВВЕДЕНИЕ

Церковно-государственная обрядность и церемониальная практика Византийской империи, Западной Европы и Древней Руси дают богатый фактический материал для рассмотрения некоторых историко-богословских, церковно-канонических и искусствоведческих вопросов, связанных с сакральным государствоообразующим смыслом и значением реликвий и образов Страстей Христовых и Животворящего Креста Господня. Сюжеты, символы и артефакты, относящиеся к царскому посвящению и служению представляют собой узнаваемый комплекс постоянных «иконографических схем» или «священных образцов», в основе которых лежит идея подражания христианского государя Страстям Христовым.
Образы уподобления монарха Христу, Его Страданиям, Крестной смерти, Сошествию во ад и Воскресению появляются одновременно историческому процессу «воцерковления» языческого наследства династии, страны и народа, закрепляются и приобретают форму устойчивых культурных традиций.
Особое почитание в императорской и царской среде реликвий Животворящего Креста, Гроба Господня и Страстей Христовых неоднократно отмечалось исследователями 1. С идеей уподобления царского служения Страданиям и Воскресению Спасителя, по всей видимости, необходимо связывать и целый ряд архитектурных, художественных и литературных памятников, прежде всего иконографические программы дворцовых комплексов, включающих храмы и усыпальницы, монастыри и другие обетные сооружения 2 .
С символикой Креста неразрывно связана и семантика государственных регалий, коронационных атрибутов монарха и ритуалов придворного церемониала. С подражанием Страстям Христовым, видимо, могут быть связаны и некоторые административно-политические замыслы общегосударственного характера (например, перенос столицы империи или царства, изменения в вопросе церковно-государственных отношений). По всей вероятности, с кругом представлений о сотериологической миссии государства необходимо соотносить и известные на Востоке, в Западной Европе и на Руси идеи о воцерковлении империи и перемещении христианского государства в территориально-временном пространстве, получившие в науке название “translatio imperii” - “перенесение империи”, или близкое идеям “translatio imperii” стремление христианских монархов к расширению пределов и воцерковлению, просвещению язычников, подчиненных христианскому государству, включение их в число подвластных Св.Кресту земель и народов. Причем, как неоднократно отмечали исследователи, особую значимость в христианской символике и обрядности царского служения приобретает образ змееборчества 3 .
Образы подражания монарха Христу появляются не только при реализации церковно-государственных замыслов. Важное место в царском культе получает идея воцерковления династии языческих монархов, составляющих плотское или даже “духовное” родословие правителя. В христианской культуре известен целый ряд разновременных свидетельств, подтверждающих важность для средневекового государя включения в царскую генеалогию не только царей-христиан, но и легендарных прародителей-язычников, подобно тому, как родословие Христа включает в себя древних патриархов и праотцев. Особую роль в вопросе царского родословия приобретает новозаветный образ Сошествия во ад и изведения Христом из ада прародителей по плоти.
Все рассматриваемые сюжеты, связанные в христианской символике и обрядности с традицией почитания Страстей Христовых, такие как камень (Голгофа), змей, дорога (Царский путь), лабиринт (Сошествие во ад) были неотъемлемой составляющей языческих религиозных культов, а также нашли непосредственное отражение в придворных ритуалах и символах дохристианских монархий. Для целей настоящей работы представляется важным показать, что символы и обряды, используемые в ритуальной практике христианского царства, являются не механическим заимствованием из языческого мира, не слепым копированием «общемировой модели» мироустройства, но представляют собой сознательное использование древнейших «архетипов» и обращение их на службу христианскому государству, точно так же как многие элементы языческих культов намеренно воцерковлялись в литургической жизни Церкви.
1 примечание: все сноски по техническим причинам будут даны в конце отдельным постом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments